"Удручающе похожи друг на друга заседания трибуналов, - писал в "Архипелаге ГУЛАГе" Александр Солженицын. - Удручающе безлики и бесчувственны судьи - резиновые перчатки. Приговоры - все с конвейера. Все держат серьезный вид, но все понимают, что это - балаган, и яснее всего это - конвойным ребятам, попроще. На новосибирской пересылке… конвой принимает арестантов перекличкой по делам. "Такой-то! 58-1-а, двадцать пять лет". Начальник конвоя заинтересовался: "За что дали?" — "Да ни за что". - "Врешь. Ни за что десять дают!.."
Что и говорить - мрачные были времена. Сейчас в сравнении с ними - курорт: "ни за что" дают всего лишь "условку". По крайней мере, в тех случаях, когда нет каких-то дополнительных, особых причин для высочайшего гнева. А если у кого-то все еще остаются сомнения в том, что пять лет условно - вкупе с 700 тысячами штрафа - Платошкину впаяли "ни за что", пусть он побыстрее выбросит эту мысль из головы.
Если бы было "за что", то уж конечно, левый политик не отделался такой карой - притом что государственный обвинитель просил приговорить его к "безусловным" шести годам, а одно из вменяемых ему в вину деяний наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
Напомним, что Платошкину инкриминируется ни много ни мало "склонение, вербовка или иное вовлечение лица... в массовые беспорядки, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти" (часть 1.1 статьи 212 Уголовного кодекса РФ).
Кроме того, политик признан виновным в "публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (статья 207.1 УК, максимальное наказание - ограничение свободы на срок до трех лет).
Уточним: "орудиями преступления", по версии обвинения (а теперь уже и суда), выступали камера и компьютер, с которого Платошкин загружал на YouTube свои зажигательные речи. Под "вербовкой" понимаются призывы сторонников к участию в протестных акциях. Их, кстати, платошкинцы всякий раз честно пытались согласовать, а несогласованных вообще не проводили. А под "заведомо ложными сообщениями" - критика власти, результатов ее деятельности в экономике, в социальной, медицинской и прочих сферах.
На широких просторах Интернета сегодня, право, можно встретить высказывания и позабористей. Вполне можно согласиться с пресс-службой Московского горкома КПРФ: "На практике под данные действия можно подвести любые деяния, не направленные на удовлетворение прихотей буржуазной "элиты".
Почему же карающий перст "элиты" остановился именно на Платошкине? По данным осведомленного источника обозревателя "МК", лидера движения "За новый социализм" арестовали год назад, так сказать, в профилактических целях. Причем без какой-либо отмашки с самого верху: "политического решения" не было.
Инициативу, согласно этой информации, проявили спецслужбы, получившие указание не допустить массовых акций протеста в период подготовки к голосованию по конституционным поправкам. "Компетентным" товарищам показалось, что Платошкин и его сторонники способны испортить властям праздник демократии.
Эта версия, в принципе, объясняет и сравнительно мягкий приговор: дело сделано, а для защиты чести мундира достаточно "условки" и штрафа. Зачем множить число недовольных избыточной жестокостью?
Что, впрочем, не означает, что на этом все и закончилось. Во всяком случае, сам Платошкин отнюдь не воспринимает свой условный срок как хэппи-энд. Выйдя на свободу из здания суда - политик почти год просидел под домашним арестом - он заявил, что постарается "и дальше "соответствовать ожиданиям" своих сторонников. Что самым большим испытанием для него были переживания его родителей. И что "их слез" он никогда не забудет и никогда не простит.
Но дело не только в его боевом настрое. Главное обстоятельство, заставляющее серьезно относится к перспективам политика Платошкина - ниша, в которой он находится. Ниша левопатриотической оппозиции. По мнению многих социологов, основной потенциал российского протеста копится именно здесь. И, по сути, единственное, что препятствует "взрыву" - отсутствие адекватного чаяниям масс, популярного и, главное, независимого, не прикормленного властью лидера. Некому, мол, пока "оседлать волну". Но, может быть, уже есть кому?..
Короче говоря, последний и решительный бой Николая Платошкина, похоже, еще впереди.
Читайте также: Николай Платошкин получил 5 лет условно: выглядел измученным