Почему теряется смысл для России оставаться в соглашении? Дело в том, что после того, как при Дональде Трампе США сначала заявили о выходе из соглашения, а потом и довели процедуру выхода до конца, российские инспекторы уже не могут выполнять наблюдательные полеты над территорией США или над военными объектами США в Европе для контроля военной деятельности. В то же время страны НАТО, которые являются участниками соглашения по открытому небу, например, ФРГ или Франция, конечно бы делились с США информацией, полученной во время полетов над Россией, как союзники по НАТО.
Ясно, что получается дисбаланс в вопросах безопасности.
Москва после того, как Штаты завершили процедуру выхода из соглашения по открытому небу, взяла паузу и не сразу объявила о выходе. Очевидно, расчет был на то, что новая президентская администрация в США переоценит решение Трампа и найдет способ вернуться в соглашение. Ведь пошел же Джо Байден на продление Договора СНВ-3.
Но, очевидно, в Белом доме в отношении Договора по открытому небу решили, как в анекдоте про тёщу: умерла, так умерла. И, значит, России ничего не оставалось, как начать процедуру выхода из соглашения. Что она и сделала в январе.
11 мая президент России Владимир Путин внес в Госдуму вопрос о выходе из Договора по открытому небу.
Как сказал журналистам глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, до конца мая 2021 года Россия выйдет из Договора по открытому небу. Возможно, уже на следующей неделе. По мнения депутат, с этим вопросом незачем медлить.
До выхода США из Договора его подписантами были 34 страны. Они периодически выполняли наблюдательные полеты на специальных, сертифицированных самолетах на территорией друг друга. Это была действенная мера по укреплению доверия между странами и снижению военной озабоченности.
Страны-участники соглашения, в том числе Украины в течение года выполняли десятки полетов над нашей территорией. В свою очередь, российские инспекторы делали то же самое за рубежом.
Остается вопрос: чем Россия будет компенсировать легальные каналы получения разведывательной информации о военной деятельности, например, в Европе, вблизи своих границ? На это вопрос ответил в своем Telegram-канале известный военный эксперт Игорь Коротченко: «Дальнейшее участие в Договоре без участия США просто бессмысленно. Компенсация наших разведывательных возможностей будет осуществлена за счёт использования средств спутниковой и радиоэлектронной разведки».