В нынешней геополитической обстановке встреча Путина с французскими предпринимателями выглядела не менее экзотично, чем контакт с представителями внеземной цивилизации. Буквально накануне Европарламент в очередной раз потребовал от руководства ЕС отключить Россию от системы SWIFT и прекратить реализацию самого крупного совместного проекта — «Северный поток-2». А глава МИД Франции Жан Ив Ле Дриан пригрозил Кремлю новыми санкциями, отметив, что «непрекращающуюся атаку на Навального уже невозможно терпеть». Однако и сам Владимир Путин, и его французские визави старательно делали вид, что ничего из ряда вон в отношениях России и Европы сейчас не происходит. Французы вспоминали, как они чудесно ездили в Кремль на чаепития с ВВП, начиная с 2016 года, и сетовали на пандемию, из-за которой в прошлом году мероприятие отменилось совсем, а в этом — проходит в онлайн-формате. «Может быть, у нас получится встретиться в следующий раз, если мы все привьемся и сможем взять эпидемию под контроль», — выразил всеобщие чаяния сопредседатель франко-российской ТПП Патрик Пуянне.
Второй сопредседатель и по совместительству близкий друг Путина Геннадий Тимченко поспешил напомнить о социально ответственном поведении французских инвесторов в разгар эпидемии. Одна из работающих в России компаний, по его словам, является крупным поставщиком кислорода, в том числе для ковидного госпиталя в Коммунарке. Другая — завезла в российские больницы несколько тонн полезной молочной продукции. «Пандемия изменила мир и разобщает людей, но сотрудничество с Францией только растет», — заверил Тимченко. В прошлом году французы, по его словам, возобновили инвестиции в российскую экономику, которые достигли 1 млрд евро, и вышли на первое место по количеству рабочих мест.
Владимир Путин, судя по прекрасному расположению духа, также был вполне доволен тем, как развивается российско-французское сотрудничество. По крайней мере, в сфере экономики. Франция, по его словам, занимает пусть и не самое для себя достойное, но вполне почетное 6-е место по объему накопленных инвестиций и 5-е по товарообороту с РФ. Показатели взаимной торговли, несмотря на снижение вызванное пандемией, по-прежнему «в целом приемлемые» ($13 млрд), а французские капиталовложения достигают $17 млрд. «А вот российские во Франции — 3 млрд. Могли бы быть и больше, если бы французские власти также относились к российскому бизнесу, как в России относятся к французскому», — попенял Макрону Путин. Он напомнил, что те зарубежные инвесторы, которые прислушиваются к российскому правительству и выполняют его рекомендации, могут рассчитывать на «всемерную поддержку» и «преференциальные инвестиционные режимы».
Самые крупные совместные проекты, естественно, реализуются в сфере ТЭК: это строительство заводов по производству сжиженного газа на Ямале и газопровод «Северный поток-2». «К сожалению, вокруг этого проекта очень много различного рода политических спекуляций, разговоров, связанных прежде всего с попытками недобросовестной конкуренции на европейском рынке», — прокомментировал очередные нападки ВВП. Он отметил, что политические силы, которые привлекаются конкурентами «Северного потока-2», думают, что электричество берется прямо из розетки. Тут Путин припомнил известную повесть Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», герой которой полагал, что «булки в том виде родятся, как их утром к кофе подают». Европейские политики, по его мнению, недалеко ушли от этого состояния. «Как электричество в розетку попадает, никто не вдается в подробности», — посетовал он.
В перспективе Россия сможет предложить французам инвестировать в водородное топливо, которое может заменить бензин и керосин — первый завод по его производству планируется построить на Сахалине. «Мы находимся вместе с вами в тренде сегодняшнего дня», — заверил ВВП. Путин напомнил, что теперь каждый крупный инвестор сможет без проблем получить вид на жительство в РФ — для этого запускается программа «золотых виз». «Эта практика существует во многих странах. Мы подумали, почему бы не применить ее и у нас», — заметил он.