В результате мощного взрыва в деревне Врбетица, расположенной на востоке Чехии (недалеко от границы со Словакией и Австрией), погибли два работника склада, несколько соседних населенных пунктов были эвакуированы, а более 50 тонн боеприпасов уничтожено.
В качестве главных подозреваемых чешская полиция определила двух граждан России, имеющих при себе несколько разных паспортов, в том числе документы на имя гражданина Молдовы Николая Попа и гражданина Таджикистана Руслана Табарова, а также российские паспорта на имя Александра Петрова и Руслана Боширова. По информации полиции и Национального центра по борьбе с организованной преступностью Чехии, оба россиянина находились на территории страны в период с 11 октября по 16 октября 2014 года и могли быть причастны к инциденту.
Со своей стороны, чешское издание Respekt отмечает, что «у полиции пока нет прямых доказательств того, что они действительно физически находились на территории склада боеприпасов». При этом они называют эту гипотезу «в высшей степени реалистичной». «Эти два человека могут быть связаны со взрывом во Врбетице», — подтвердил руководитель Национального центра по борьбе с организованной преступностью Иржи Мазанек.
После истории с отравлением в Солсбери британские власти опубликовали фотографии пары подозреваемых, а чешские полицейские узнали в них неизвестных им до того времени иностранцев, которые были фигурантами дела о взрывах во Врбетице. Затем, используя криминалистические методы, силовики подтвердили, что это были одни и те же лица.
«Это было не просто сравнение двух фотографий», — заверил генпрокурор Чехии Павел Земан, добавив, что идентификации подозреваемых предшествовала детальная экспертиза.
Более того, он отметил, что полиция не будет разглашать иную информацию о расследовании. "Следует ограничиться тем, что уголовное дело продолжается и будет продолжаться", — сказал генпрокурор.
Между тем причина взрыва до сих пор неизвестна. Сотрудники полиции проверяют версию о том, что взрыв мог быть вызван при помощи некого педального устройства или же бомбы с таймером.
Как пишет чешское издание Seznam Zpravy, не вполне даже ясно, добрались ли подозреваемые прямо до комплекса, где их целью был склад оружия и боеприпасов Imex Group. «Никто в компании не знает об их перемещении в Чешской Республике», — сказал юрист Imex Group Радек Ондруш. Компания только признала, что за несколько дней до взрыва двое иностранцев собирались посетить склад, они отправили копии паспортов, но не прибыли во Врбетице.
Версию, что пара подозреваемых все-таки находились на складе боеприпасов в день взрыва, поддержал в начале недели председатель контрольного комитета Службы безопасности и информации (BIS) Павел Белобрадек. При этом он не уточнил, зашли ли россияне на территорию склада официально или же проникли туда тайно — например через дырку в заборе. «Совершенно очевидно, что два агента российской разведки перемещались в помещениях министерства обороны, — сказал представитель чешской спецслужбы. – Нападение не случайно произошло в течение нескольких часов».
Между тем Seznam Zpravy ставит вопрос: почему о событиях почти семилетней давности стали говорить только сегодня? На это дается такой ответ: взрыв во Врбетице произошел в конце 2014 года, но о личности «российских агентов» мир узнал только после отравления в Солсбери — четыре года спустя. Таким образом, до тех пор чешские следователи не могли знать, кто эти иностранцы, чьи копии паспортов (на вымышленные имена) хранятся в их досье. Это подтверждает и прокурор Павел Земан, который в понедельник заявил, что детективы пошли по стопам российских агентов «примерно в это время».
По версии следствия, необходимо было обыскать полностью разрушенный участок – и это удалось сделать только осенью 2020 года. «Склады были полностью разрушены, а боеприпасы разлетелись в отдаленные окрестности, — подчеркнул генеральный прокурор Земан. – Таким образом, этот район был де-факто недоступен. Пиротехнические работы завершились только в октябре прошлого года».
Официальная информация о предыстории дела во Врбетице отрывочна – за одним исключением. В ночь на 19 апреля власти Чехии сообщили новые подробности расследования инцидента на складе боеприпасов: по их сведениям, организаторы рассчитывали, что взрыв прогремит вовсе не в Чехии, а в Болгарии. Оказалось, что склад не принадлежал чешским вооруженным силам. Его арендовала коммерческая компания Imex Group. Как выяснило следствие, в 2014 году она готовила поставку груза с этого склада фирме EMCO болгарского торговца оружием Эмилиана Гебрева. Судя по всему, из Болгарии эта партия боеприпасов должна была отправиться в Украину или в Сирию.
Более того, взрыв должен был произойти, когда груз уже находится за пределами Чехии. Поэтому премьер-министр Бабиш прямо говорит о том, что агенты попросту провалили задание.
Компания EMCO отрицает свою роль в этом инциденте, пишет Seznam Zpravy. «За несколько месяцев до, во время и по крайней мере через год после взрывов в Чешской Республике EMCO не осуществляла и не планировала перевозить груз со складов, о которых идет речь, ни в Болгарию, ни в любую другую страну», — говорится в сообщении компании.
Как стало известно чешским СМИ, первичную информацию об инциденте Андрей Бабиш получил уже в конце марта. Это важно, потому что тогда власти Чехии решили пригласить российскую компанию для участия в тендере на строительство нового энергоблока АЭС «Дукованы». Министр промышленности страны Карел Гавличек заявил, что не знал о деталях дела во Врбетице. Позже чешское правительство все же исключило российскую компанию от участия в тендере.
Глава МВД Чехии Ян Хамачек планировал отправиться на этой неделе в Москву для обсуждения возможных поставок российской вакцины – что было бы, разумеется, странно, учитывая тот факт, что в то время он уже знал о якобы причастности России к инциденту на складе с боеприпасами. Сам политик объясняет, что запланированная поездка была его «прикрытием». Он хотел, чтобы никто в РФ не заподозрил, что в Чехии «разгорается скандал».
«Кстати, это также объясняет, почему я не смог прокомментировать ваши вопросы о моей поездке в Москву, — признался Хамачек. – Я был объектом критики со стороны СМИ и других политиков, но я просто не мог поступить иначе».
Читайте материал «Почему «пророссийский» президент Чехии не смог остановить конфликт с Москвой»