– Что вы думаете по поводу «военного заговора», якобы раскрытого силовиками?
– Мне, как и большинству белорусов сейчас, и смешно, и страшно. Очевидно, что у белорусской власти точно был запрос на подобный сценарий. Сторонникам перемен это совершенно ни к чему. Команде Светланы Тихановской это только во вред. Если говорить о заинтересованных лицах, то это белорусские власти и силовые структуры.
– Так что же это было?
– Понятно, что это была спецоперация, и организаторы этого «военного переворота» – люди, которые сидят в силовых структурах. А все эти литературоведы и политики оказались просто жертвами. Кто-то проявил наивность, у кого-то взыграли амбиции. Они пешки в этой игре.
– Так вы считаете, что заговор реальный? Кто-то в силовых структурах действительно хотел свергнуть Лукашенко?
– Нет, это инсценировка. Эта операция с начала и до конца разрабатывалась белорусскими спецслужбами. Думаю, Лукашенко был посвящен во все ее детали. Был заказ: как сделать так, чтобы переложить часть ответственности за происходящее на оппозицию? Конкретная реализация была возложена на спецслужбы. Военный заговор – это самое лучшее, что они смогли придумать. Но когда мы посмотрим на возможных исполнителей, то ничего, кроме смеха, это вызвать не может. А вот при мысли о том, что с ними сейчас может произойти, становится страшно.
– Но если эти люди так легко поддались на провокацию, то не исключено, что какие-то такие мысли в их головах, пусть в подсознании, все же вызревали? Что это за люди и подходят ли они на роль «заговорщиков» по своему психологическому складу?
– Убежден, что эти люди абсолютно непригодны для роли террористов. С Григорием Костусевым сыграло злую шутку то обстоятельство, что он возглавляет Белорусский Народный фронт. Эта политическая структура позиционирует себя как национал-демократы.
Долгое время БНФ был пугалом как внутри страны, так и за ее пределами. Но со временем произошла эволюция, и сейчас Костусев – один из наименее радикальных политических деятелей Белоруссии.
В 2010 году он был участником президентской кампании и был одним из немногих, кто избежал «Американки» – СИЗО КГБ. Это связано и с его личностными характеристиками. Человек осторожный по жизни, «заточен» на компромиссы. Его присутствие там – это вообще какая-то политическая шизофрения. Он один из немногих лидеров политических партий Белоруссии, который имел доступ на белорусское ТВ.
Что касается Александра Федуты, то он в 2010 году отсидел в «Американке», но тоже никогда не отличался радикальными заявлениями. Он всегда был сдержанным и в отношении России, и в отношении внутриполитических событий.
Юрий Зенкович – человек менее публичный, он давно уехал в Америку, одно время активно защищал белорусскую власть как защитницу суверенитета страны. В последнее время он критиковал Тихановскую. Амбиции у него были, но особого веса в белорусской политике у него нет.
– В данном случае речь ведь не о политике, а просто о силовых действиях. Способны ли они на такое?
– Нет. Они могли в силу каких-то причин «клюнуть» на рассказы о том, что есть некий сценарий, за которым стоят белорусские генералы-патриоты, и обсуждать это.
Но просто невозможно представить, например, как Федута ведет Николая Лукашенко в какой-то погреб. Это скажет любой, кто хоть немного его знает. Поэтому в Белоруссии эта версия не прокатит. Сейчас многие вспоминают Лиозно, где в 1994 году произошло покушение на Лукашенко, которое некоторые считают самострелом. Но тогда он шел вверх, он набирал вес как политик. И то покушение дало ему дополнительные голоса на выборах. А сейчас он плюхнулся на дно, его корабль развалился и больше не взлетит. Сейчас другая историческая эпоха, у народа другие ожидания.
Читайте материал За «переворотом» в Белоруссии нашелся след подсадных генералов»