«С одной стороны, эпидемиологическая ситуация в Турции действительно очень тяжелая, и она с каждым днем ухудшается, – рассказывает главный редактор «МК в Турции» Яшар Ниязбаев. – Практически во всех городах уровень угрозы самый высокий – «красный». Ежедневно регистрируется более 50 тысяч пациентов с COVID-19 и около 250 смертельных случаев. Местные власти, возможно, уже в ближайшее время объявят о закрытии страны на месячный локдаун. Ожидалось, что он будет введен еще на прошлой неделе.
Как раз с этого времени и со стороны России появлялись заявления о том, что могут последовать некие ограничения по авиасообщению с Турцией. Тогда мне показалось, что это связано с приездом президента Украины Владимира Зеленского в Стамбул, и именно от того, как пройдет беседа с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, будет зависеть дальнейшее развитие событий. Между тем я не считаю, что на этой встрече было сказано что-то новое, – как минимум потому, что позиция Турции по Крыму всегда была однозначной.
Но был другой момент, который был подчеркнут в совместной декларации Эрдогана и Зеленского, а именно поддержка Анкарой вступления Киева в НАТО. Разумеется, это точно не нравится России. В принципе эта встреча воспринималась как некая моральная поддержка президента Украины перед событиями вокруг Донбасса. И он ее получил. Отчасти для этого украинский лидер и приехал в Турцию».
Вместе с тем Эрдоган выступил за выполнение Минских соглашений по Донбассу, и в этой связи крайне важен тот посыл, с которым было сделано его заявление, считает эксперт.
«Мы помним, какова была позиция турецкого лидера, когда он помогал Азербайджану в вопросах Карабаха, – продолжает Яшар Ниязбаев. – По его словам, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Франция, Россия и Соединенные Штаты) не то что не помогали его решению, а наоборот, мешали. И Эрдоган не говорил тогда ни о каком мирном урегулировании. А сейчас он выступает за решение кризиса на востоке Украины путем диалога, исключительно мирными и дипломатическими методами. Это свидетельствует о том, что Эрдоган не был враждебен и не настраивал стороны друг против друга. Но, судя по заявлениям главы МИД РФ Сергея Лаврова и других российских политических деятелей, видно было, что им все равно не понравилась эта встреча.
И все же мне показалось, что ограничение авиасообщения с Турцией – политическое решение. Более того, я заметил, что в самой Турции об этом ничего не говорят, хотя это очень большой удар для туристического сектора. Скорее всего, власти пытаются держать этот момент под контролем, не создавать негативную атмосферу в обществе и не нагнетать ситуацию.
При этом, если посмотреть на заявления представителей туристического сектора Турции, которые были сделаны еще до этого решения, можно сделать вывод, что их единственная надежда была на россиян и украинцев. Большое количество туристов приезжает именно из России. Еще до начала сезона было забронировано более 500 тысяч туров в Турцию. Я уверен, что ближе к лету к ним добавилось бы столько же. Представьте себе, какие это потери!
Турцию также посещает большое количество туристов из Великобритании и Германии. Турпоток из других стран не такой высокий, поэтому цифры особо не озвучивают. А сейчас у Соединенного Королевства и ФРГ действуют ограничения на международные поездки.
Кстати, российская сторона говорила, что как только эпидемиологическая ситуация в Турции нормализуется в лучшую сторону, они оповестят об этом туристов. Никто не говорит, что это окончательное решение, но раз задача поставлена, скорее всего, ничего особо не изменится».
Напомним, оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России решил приостановить полеты российских пассажирских авиакомпаний во все аэропорты Турции с 15 апреля по 1 июня. Об этом вечером в понедельник, 12 апреля, заявили вице-премьер Татьяна Голикова и глава Роспотребнадзора Анна Попова. Исключения сделаны только для вывозных рейсов, а также для сохранения на взаимной основе двух рейсов в неделю Москва–Стамбул, Стамбул–Москва. Решение принято на фоне роста числа заболевших COVID-19 в стране. За последнее время в Турции зафиксировано 445 случаев заболевания коронавирусом на 100 тыс. населения.
Читайте материал Лицемерие государственного патриотизма: страдать за Родину против Турции поручено народу