Референдум прошел 11 апреля и сначала в обществе появились сомнения касательно того, можно ли считать его состоявшимся. В 18:00 в ЦИК объявили о явке в 29,44%, и только к концу дня стало известно, что порог в 30% удалось преодолеть. Обращаясь в гражданам, Садыр Жапаров отметил, что «только с установлением ответственности в системе государственного управления, соблюдением верховенства закона у нас будет чиста совесть перед народом и появится надежда на светлое будущее».
Согласно новой Конституции, полномочия президента будут значительно расширены. Эта должность будет совмещена с работой премьера. Глава государства будет руководить работой правительства и вносить на рассмотрение парламента собственные законотворческие инициативы. Кроме того, лидер страны будет определять внешнюю и внутреннюю политику, проводить парламентские выборы, референдумы, назначать и увольнять глав областных администраций, вводить в стране чрезвычайное положение.
Править страной президент теперь будет на год меньше — сроки каденции сократились с 6 до 5 лет, но один человек сможет избираться на два пятилетних срока. Также станет тяжелее отправить президента в отставку. Если до новой редакции Основного закона было достаточно заключения генпрокуратуры о совершении преступления, то теперь потребуется также разрешение Конституционного суда. За импичмент должны будут проголосовать две трети депутатов, а не простое большинство. Все это делает отставку главы государства фактически невозможной.
Изменения коснулись и Жогорку Кенеша (Парламента) — число депутатов сократится со 120 до 90. Увеличился минимальный возраст, с которого можно попасть в парламент — с 21 года он вырос до 25 лет. Также предусмотрена борьба с «прогульщиками» — если депутат не появлялся на заседании без уважительной причины 10 рабочих дней в течение сессии, то его полномочия прекращаются. Функции парламента будут сведены к рассмотрению законопроектов, предложенных президентом или кабинетом министров.
Эксперт рассказали об изменениях киргизского законодательства.
Денис Бердаков, политолог из Киргизии:
— Причина низкой явки заключается в тотальном разочаровании всей политикой в Киргизии. Люди ни во что не верят. В целом население очень политизированное, но люди понимают, что новых политиков и идей нет. В результате общество впало в кому. Отсюда низкая явка. Кстати, она была низкой и во время парламентских выборов в 2020 году, но тогда ее вытащили до 56,5% благодаря прямому подкупу избирателей. Люди получали 30-50 долларов за то, чтобы бросить бюллетень в урну. В этот раз, если не принимать в расчет Бишкек, ничего подобного не было. Если бы год назад никто никого не подкупал бы, явка была бы такой же.
Люди понимают, что дальше так жить нельзя и ждут реформ, возлагая свои надежды на сильного президента, который должен получить больше полномочий. Избиратели верят, что чем больше у главы государства будет полномочий, те ответственнее он станет. В принципе даже те, кто не пошел на выборы, все равно поддержали такой подход. Поэтому больших акций протеста не было.
На практике изменения коснутся прежде всего депутатов. Их лишат возможности назначать членов правительства и введут возможность отзыва членов парламента. В результате вся правящая элита подвергнется серьезному форматированию. Будет выстроена вертикаль власти. В целом Киргизия превращается в нечто среднее между Казахстаном и Узбекистаном»
Игорь Шестаков, сопредседатель клуба «Пикир»:
— В принципе сенсации не случилось. Любое голосование за Конституцию в Киргизии — это высокий результат. Раньше надеялись на то, что все изменится к лучшему, теперь к этой надежде добивалась нелюбовь к предыдущей Конституции. Дело в том, что парламентская система полностью себя дискредитировала. Партии доказали, что они прежде всего денежный мешок, а все остальное вторично. Соответственно, люди, голосуя за новый основной закон, прежде всего голосовали за президентскую республику. Избиратели надеются, что в стране вырастет ответственная власть.Одним из главных аргументов стало то, что в 2020 году люди умирали от коронавируса, не дождавшись помощи от властей. Чиновники оказались безответственными.
В новой Конституции есть много слабых мест, и ее еще нужно доработать. Но главное, что она дает понимание того, что есть человек, который берет на себя всю ответственность. На него ложится миссия решать первоочередные проблемы. Атамбаев или Жээнбеков любили переадресовывать эти вопросы в парламент, который ничем не занимался. Теперь такого быть не должно.