Сергей Шойгу посетил в подмосковном Нахабине 766-е управление производственно-технологической комплектации. Предприятие выпускает комплексы разминирования «Уран-6», пожарных роботов «Уран-14» и боевых роботов «Уран-9». «Уран-6», например, прошли «обкатку» в боевых условиях в Сирии, а сейчас используются при разминировании в Нагорном Карабахе: обнаружили тонны опасных предметов, сохранили многие человеческие жизни.
Руководство Минобороны считает робототехническое направление одним из приоритетов Госпрограммы перевооружения армии. Шойгу, в частности, сказал: «Мы предполагаем продолжать расширение линейки роботов, которые, безусловно, сегодня уже востребованы в войсках... Это будут тяжелые роботы (разминирования. – «МК») и все, что касается дальнейшего развития разведчиков, роботов радиационной и химической разведки... надводных и подводных роботов».
Новую военно-техническую тенденцию «МК» прокомментировал бывший главнокомандующий Воздушно-космическими силами России, глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев. Недавно под его редакцией вышел сборник научных статей экспертов ЦАСТ об использовании боевых роботов в различных видах вооруженных сил.
– Огневая мощь современных систем вооружения многократно увеличилась в сравнении с оружием предыдущего поколения, – сказал генерал. – Вооруженные конфликты последних 30 лет показывают, в частности, что на бойцов на поле боя обрушивается огромный вал огня. В первую очередь речь идет о Сухопутных войсках. Ясно, что человека по возможности с поля боя нужно убирать, заменяя его робототехническими системами.
По словам экс-главкома, это общемировая тенденция, и Россия здесь не отстает от ведущих мировых держав.
Кроме того, по его словам, есть еще одна немаловажная причина быстрого внедрения роботов в военном деле.
– Современные развитые государства, в том числе Россия, испытывают серьезные демографические проблемы. Население стран стареет, доля молодых людей уменьшается, сокращается призывной контингент, – сказал сенатор. – Это относится к Германии, Франции, США, многим другим странам. В отличие от стран, где человеческих ресурсов в избытке, например от Индии или Китая, развитым странам приходится компенсировать дефицит человеческих ресурсов более широким использованием робототехники. Грубо говоря, если раньше на наблюдательной вышке стоял боец и смотрел в бинокль, то сегодня его с успехом замещает система наблюдения с видеокамерами. Если раньше, допустим, по тревоге выезжала дежурная группа, которая могла попасть в засаду или на мину, то теперь можно направить туда мобильных боевых роботов. И даже если машина будет повреждена и потеряна, это не такая беда, потому что будут сохранены человеческие жизни.