Горы, у которых рождаются мыши
Начнем с того, что видно уже сейчас. Инфраструктурная реформа — первое крупное свершение Байдена. И первое показательное. Изначально речь шла о выделении на этот проект 4 триллионов долларов. Однако чуть позже в самом проекте фигурировала сумма в 3 триллиона, которая после критики сократилась до 2 трлн. На данный момент слушания еще не прошли, и не исключено, что сумма может еще уменьшиться — очень многие законодатели не в восторге от таких масштабных трат. И это лишь первая ласточка.
Байден попал в весьма щекотливую ситуацию: с одной стороны, его партия контролирует всю вертикаль власти, с другой — преимущество ничтожно, и несколько диссидентов способны зарубить любой проект или как минимум выхолостить его.
Кроме внутренней оппозиции в Демпартии Байдену в ближайшие годы придется считаться с филибустером — практикой, по которой оппозиция может почти бесконечно блокировать принятие принципиально значимых законов. Уже долгое время ходят разговоры, что филибустер постараются отменить, но наш смелый прогноз — не отменят. Надежным щитом для этой практики выступят некоторые умеренные демократы, такие как Кирстен Синема и Джо Мэнчин.
Если филибустер продолжит существовать, то руки у Джо Байдена будут связаны. Он, конечно, проведет несколько локальных реформ (которые презентует как грандиозные свершения), но всерьез изменить закон о выборах или устроить ковровую раздачу гражданства иммигрантам он не сможет. Гора будет раз за разом рожать мышь.
Месяц зимнего солнцестояния
Но реформы — это еще ладно. Их можно предсказать уже сейчас, глядя, с каким трудом Джо Байден пытается протащить инфраструктурные изменения. А вот месяц перемен — гораздо интереснее. Прогноз «МК» — Джозеф Байден не досидит до конца президентского срока. Он передаст власть своему вице-президенту — Камале Харрис, причем в весьма конкретное время: в конце января — начале февраля 2023 года.
Почему именно этот промежуток времени? Сразу по двум причинам. Во-первых, с января 2023 года демократы, скорее всего, окажутся в меньшинстве в конгрессе и/или сенате. Промежуточные выборы — традиционно сложное испытание для партии власти, а здесь еще и изменение границ избирательных округов (очень выгодное для Республиканской партии) подоспеет. Так что, скорее всего, «золотой» период правления Байдена будет завершен именно в январе 2023 года.
Вторая, и даже более важная причина — выборы 2024 и 2028 (!) годов. Уже сейчас видно, как тяжело Джо Байдену. Он зачастую делает досадные оговорки, спрашивает вслух: «Что я тут делаю?» — и очень боится публичных выступлений. Абсолютно очевидно, что, несмотря на недавнюю браваду в интервью, Байден не пойдет на переизбрание.
Соответственно, демократам нужно, чтобы на выборы заявился другой кандидат, желательно, чтобы у него уже был опыт управления страной. На эту роль идеально подходит Камала Харрис, которой автоматически перейдет вся власть в случае отставки Байдена. Но, если Камала станет президентом до 20 января 2023 года, она сможет баллотироваться снова только один раз, а вот если уставший Джо Байден отдаст ей страну после второй годовщины у власти, то она получит возможность избираться и в 2024-м, и в 2028 году.
В стане женщин
Но станет ли Камала Харрис кандидатом от Демократической партии США? На первый взгляд вопрос кажется лишенным смысла: если она действительно окажется президентом за полтора года до выборов, то, по идее, должна легчайшим образом победить всех претендентов в своей партии. Но все не так просто.
Камалу Харрис никто не любит. Ее не любят прогрессивисты — ведь она выходец из прокуратуры и безжалостно преследовала людей даже в неоднозначных ситуациях (например, она скрывала доказательства невиновности, чтобы добиться обвинительных приговоров). Ее не любят центристы — во время праймериз она пыталась отчаянно хвататься за любые радикальные идеи, которые сулили ей хоть какой-то рост поддержки. Трамп метко заклеймил ее «фальшивой Камалой», и на данный момент нет предпосылок для того, чтобы Харрис стала крайне популярной.
В то же время у демократов есть еще одна «звезда партии», хотя о ней сейчас никто не думает как о кандидате. Это Мишель Обама. Жена 44-го президента США давно уже стала самостоятельным политиком, и ее муж обязан своим переизбранием во многом именно ей.
У Мишель Обамы есть великолепная репутация, кроме того, она тоже чернокожая женщина, так что у Харрис не получится разыграть расовую карту. Пока жена Обамы «сидит в засаде», но она может внезапно ворваться в игру, если станет ясно, что Камала Харрис не вытягивает роль президента.
Помимо Мишель Обамы в выборах 2024 года хочет участвовать еще одна знаменитость — герцогиня Сассекская Меган Маркл. На данный момент ее заявления рано воспринимать всерьез, однако она действительно может ворваться в гонку. Впрочем, совершенно не верится в итоговый успех жены британского принца. Скорее всего, ее кампания, если и состоится, будет не очень успешна и не очень продолжительна.
Политический Трампбэк
С демократами все понятно — на выборы 2024 года (по нашему прогнозу) эту партию поведет чернокожая женщина. А что с республиканцами в целом и в частности — с Дональдом Трампом? Он окончательно ушел на пенсию или от скандального миллиардера стоит ожидать новых свершений?
Этот вопрос очень непростой. С одной стороны, не исключен вариант, что бравада экс-президента так и останется красивыми заявлениями для СМИ, однако его поведение дает понять, что он настроен серьезно.
У Дональда Трампа есть две большие задачи, от которых зависит его политическое выживание и его роль в Республиканской партии будущего. В первую очередь миллиардер должен создать много раз обещанную социальную сеть «без цензуры». В нынешних условиях Трамп и его сторонники де-факто лишены слова в крупнейших соцсетях, что очень подрывает их возможности.
Похожая ситуация и со СМИ — крупнейшее консервативное издание Fox News вдрызг разругалось с правым крылом Республиканской партии. Фактически это означает, что Трамп и его ближайшие сторонники остались без своих площадок для общения с избирателями.
Бывший президент до сих пор пользуется огромной популярностью в своей партии, и у него хватает ресурсов, чтобы профинансировать создание альтернативной соцсети и альтернативного медиа. Если он сделает это, то уже трамписты будут диктовать свою волю Республиканской партии с помощью собственных открытых ресурсов, на которые не в состоянии повлиять противники. Получится ли у Трампа создать достойный продукт — прямо сейчас точно сказать невозможно, но давайте верить, что да — и это точно добавит перца в американскую политику.
Правый поворот
Успех или неудача Трампа на пути к созданию независимых ресурсов для своих сторонников определят его масштаб в будущем Республиканской партии. Но в любом случае он останется одним из ключевых деятелей консервативного фланга американской политики. И, безусловно, он этим будет пользоваться, чтобы отомстить своим врагам и помочь союзникам.
Прямо сейчас мы сделаем прогноз: праймериз 2022 года в Республиканской партии будут «невиданными». Правое крыло долго копило силы, чтобы бросить реальный вызов умеренным республиканцам, и теперь у них появился козырь — во всех смыслах слова (именно так переводится слово trump на русский язык). Предыдущие 4 года Дональд Трамп был вынужден отстаивать интересы партии в целом, сейчас же он сможет обрушить свой гнев на многих противников из умеренного лагеря. «МК» прогнозирует, что весь 2022 год экс-президент проведет в разъездах и на митингах — в своей самой любимой стихии.
Правый поворот в Республиканской партии имеет хорошие шансы продолжиться и на этапе президентских праймериз. Главная интрига на данный момент: пойдет ли на свой второй срок Дональд Трамп. Мы спрогнозируем, что нет. На это есть много причин — начиная от возраста и заканчивая тем, что он — идеальный раздражитель для всех демократов.
Скорее всего, на итоговые выборы пойдет ощутимо более молодой политик, который пользуется поддержкой Трампа и большой популярностью. Он будет легитимным «преемником» миллиардера. На данный момент есть два наиболее вероятных кандидата на эту роль — сенатор от Техаса Тед Круз и губернатор Флориды Рон ДеСантис. Кому-то из них и предстоит сразиться с чернокожей демократкой за пост президента США.
В состоянии войны
Следующий прогноз не имеет ничего общего с ближайшим будущим, но он станет очень актуален где-то в 2023-м, а то и в 2024 году. С высокой вероятностью к следующим выборам в Соединенных Штатах Америки вновь будут происходить грандиозные вспышки политического насилия.
У движения Black Lives Matter есть очень интересная специфика. Борцы за социальную справедливость активизируются раз в 4 года, и каждый раз это год выборов — что 2016-й, что 2020-й. Вот только к 2024 году их значимость вырастет, и лидеры леворадикального движения уже не захотят просто получать жизненные блага и выступать оружием для продвижения интересов Демпартии. Уже в этом году между радикалами из BLM и умеренными политиками из «партии ослов» были конфликты, а к 2024 году они могут дойти до максимума.
Республиканцы традиционно менее склонны к незаконным методам ведения политической борьбы, но и среди молодой консервативной поросли горячих голов хватает. Самые активные из них уже проявили себя во время штурма Капитолия, а за 4 года появится новое поколение молодых и горячих парней, которые будут готовы брать любой тяжелый предмет и «идти спасать Америку» от левых радикалов.
Умеренные республиканцы и демократы всегда умели договариваться между собой и вести борьбу исключительно политическими методами, но вне коридоров Вашингтона обстановка будет совсем другая. У каждой партии есть идейное, радикальное и боевое крыло, которое де-факто сама по себе партийная структура не контролирует. И в 2024 году вся мощь этих вооруженных групп может выплеснуться на улицы, превзойдя по масштабам события 2020 года.
Как это может быть
Итак, суммируя все вышесказанное, отправимся в американское будущее, как мы его представляем.
После двух лет правления Байдена пост президента перешел к его стороннице Камале Харрис. Несмотря на все усилия, оба президента не смогли провести серьезные реформы, хотя некоторые свершения на их счету все же есть — например, они полностью победили коронавирус и смогли в какой-то мере восстановить экономику. Впрочем, и поводов для злости они дали немало — консерваторы до сих пор не могут им простить повышение налогов и целый ряд послаблений мигрантам, принятых «через голову» конгресса, прямыми указами Байдена.
Республиканская партия переродилась и предстает в новом свете. Там все еще большое влияние имеет умеренное крыло, но теперь свою волю навязывают идеологически правые политики. Они увеличили свое представительство с 60 конгрессменов в 2021 году до более чем 100 — в 2024-м. Целый ряд видных республиканцев прошлого ушел: кто-то, как Митч Макконнелл, на почетную пенсию, а кто-то, как Лиза Чейни, сенсационно проиграл на праймериз молодому и амбициозному кандидату справа.
Уже скоро стране предстоят новые выборы. Кампании проходят в очень нервной обстановке, нет и дня без сообщений, чтобы радикальные сторонники той или иной партии не устроили провокацию с применением силы, однако полиции удается все удерживать и не допускать разборок национального масштаба.
Оба кандидата без устали ездят по предвыборным мероприятиям. Можно официально сказать, что эпоха геронтократии в американской политике закончилась. Демократов представляет Мишель Обама, которая обещает вернуть страну к «светлым временам» правления ее мужа, ей противостоит Тед Круз, который обещает «возвратить Америке достоинство, утраченное при Байдене и Харрис».
Выборы 2024 года каждая сторона называет решающими. Одни верят, что в случае победы не их кандидата страна начнет строить фашизм, другие трепещут перед приходом коммунизма. И здесь, главное, не вспоминать, что в далеком 2020 году говорили то же самое. И перед 2028-м будут пугать все тем же. Об этом действительно лучше не вспоминать, ведь американская политика — качественное и очень вкусное шоу. А шоу, как известно, должно продолжаться.