Грузия управляется сегодня по принципу акционерного общества. У официальных властей, тесно связанных с миллиардером Бидзиной Иванишвили, – контрольный пакет акций. А у оппозиции, духовным отцом которой по-прежнему является любитель полакомиться собственным галстуком, экс-президент страны Михаил Саакашвили, – блокирующий пакет акций.
Если «оппозиции» (беру это слово в кавычки потому, что де-факто сторонники Саакашвили являются параллельной властной структурой) что-то не нравится, она с готовностью пользуется своим правом вето. И сколько бы, глядя на это, ни причитали официальные власти – ай-яй-яй, как нехорошо! – это ровным счетом ничего не меняет.
Подобное фактическое двоевластие резко ограничивает свободу маневра официального Тбилиси в отношении России. Если нечто совершенно неожиданное и радикальное не сломает нынешнее статус-кво, то отношения двух стран на многие десятилетия вперед обречены пребывать в политических зыбучих песках.
Но этим большой кавказский политический паралич далеко не исчерпывается. Мы только начали его описывать.
На излете советского времени в аэропорт Сухуми летали самые крупные на тот момент в нашей стране самолеты Ил-86. А вот сейчас в этом аэропорту царит запустение. Сюда вот уже многие годы никто не летает. Отдохнуть на море в Абхазии, конечно, можно. Но это отдых в стиле ретро. В развитие местной инфраструктуры никто по большому счету не вкладывается и вкладываться не собирается.
У Москвы есть политическая воля на то, чтобы игнорировать отсутствие международного признания вхождения Крыма в состав России и вливать огромные финансовые средства в развитие полуострова. Но делать то же самое в отношении территории, которая в политическом плане является протекторатом России – Абхазии, –Кремль явно не собирается.
Оборотной стороной достигнутой с помощью Москвы независимости от Грузии для Абхазии является полное отсутствие перспектив экономического развития. У Тбилиси нет сил и ресурсов для того, чтобы вернуть себе политический и военный контроль над Абхазией. Но у Грузии достаточно сил и ресурсов для того, чтобы в течение неопределенного времени сжимать мятежную республику в тисках экономической блокады.
Можно, конечно, сказать, что все из вышеперечисленного является либо проблемой Грузии, либо проблемой Абхазии. Признав в 2008 году независимость Южной Осетии и Абхазии, Москва одним махом решила две политические проблемы, которые в Кремле на этот момент времени считали крайне актуальными. С одной стороны, Россия показала Западу, что играть в игры с односторонним признанием независимости мятежных территорий могут не только США и Европейский Союз. С другой стороны, мы блокировали Грузии путь в НАТО. Но вот действительно ли эти «достижения» можно назвать реально значимыми?
В 2020 году из 193 членов ООН независимость Республики Косово признавали 98. Даже в политических кругах Сербии, чьей официальной национальной идеей является возвращение Косово под контроль Белграда, наличествует множество скрытых сторонников признания независимости своей бывшей автономной территории. Не исключено, что в горизонте нескольких ближайших десятилетий такое признание состоится.
Что же до НАТО, то, как и Украина, не являясь членом западного военного блока де-юре, Грузия является им де-факто. Родина Сталина уже давно представляет собой «непотопляемый американский авианосец» на Кавказе. И изменить подобное положение дел Россия не в силах.
Как уже было сказано выше, в обозримом будущем у власти в Тбилиси будут находиться либо откровенные русофобы (режим Иванишвили точно не вечен), либо силы, которые в принципе не прочь улучшить отношения с Москвой, но не обладают для этого реальными возможностями.
Никакой особой трагедии для нашей страны в этом, естественно, нет. Но считать такую ситуацию удовлетворительной тоже не стоит. Смыслом политики является (или, по крайней мере, должно являться) развитие. А мы вместо этого имеем безнадежный тупик регионального масштаба.
Спасибо, короче, Владимиру Познеру за то, то, что он, сам того не желая, высветил многие самые болезненные политические проблемы региона. Надеюсь, что празднование его дня рождения в Москве будет гораздо менее наполнено волнующими происшествиями.