Когда состоятся переговоры между Россией, Францией и Германией и получится ли их вообще организовать, пока не известно. Ожидалось, что телефонный разговор проведут 29 марта, но не сложилось. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркивает, что мероприятие планируется не как проведение встречи в «нормандском формате», поэтому об участии Украины речи не идет. Если все получится, Путин обсудит с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном Донбасс, но только этим вопросом ограничиваться не станет.
«Вполне вероятно, что переговоры состоятся, однако процесс их организации осложняется «нормандским форматом». Путин не хочет говорить с Зеленским, потому что считает его недостаточно серьезным политиком. Возможно, он ждет, когда с президентом Украины поговорит глава США Джо Байден, но пока этого не случилось, поэтому Кремль планирует переговоры на троих. Конечно, лучше было бы обсудить Донбасс вчетвером, но даже в урезанном формате говорить лучше, чем не говорить, – заявил «МК» политолог Алексей Макаркин. – Тем не менее Киев выступает резко против, потому что переживает, что на переговорах могут что-то решить без него. Тем более у Украины сейчас сложные отношения с Германией из-за проблемы «Северного потока-2». В свою очередь, Берлин не хочет расстраивать Украину. В связи с этим главной темой переговоров, которые пытается организовать Москва, станет Донбасс, но повестку нужно будет разбавить другими темами, чтобы обосновать отсутствие Украины».
Макаркин полагает, что с расширением повестки могут возникнуть определенные проблемы. «Например, могут обсудить коронавирус, но тогда придется говорить и о вакцинах, а в Евросоюзе не очень рады российскому «Спутнику». Макрон вообще говорил в связи с этим о новом типе мировой войны...
Можно обсудить «Северный поток-2», но тут против будет Германия, которая не смогла договориться с США по этому вопросу и пока не хочет обострять ситуацию. Еще есть вопрос климата, но тут в неудобном положении может оказаться уже Россия. Москва придерживается позиции промышленников, которые говорят: «Климат нужно защищать, но лучше поздно, чем рано».
Кроме того, в апреле Байден собирается провести свой саммит по климату, который тоже станет для России проблемой. И это не говоря о том, что накануне выборов в ФРГ Меркель может вспомнить о Навальном и правах человека в России», – считает Макаркин.
Тем временем Песков утверждает, что дела с «нормандским форматом» обстоят плохо. По его словам, после саммита в Париже реализация Минских соглашений не продвинулась ни на шаг. Вместо этого на Донбассе началась очередная эскалация конфликта, которая перечеркивает все скромные достижения прошлого.
Главной проблемой в диалоге с Киевом Песков считает стремление украинских политиков пересмотреть Минские соглашения, которые они называют «мертвыми». С другой стороны, пресс-секретарь президента России не считает позицию украинского президента Владимира Зеленского отчетливо заточенной на обострение ситуации. Хорошо, что Киев призывает сесть за стол переговоров, но плохо, что он при этом призывает разработать с нуля новую дорожную карту по урегулированию конфликта.
При этом эскалации конфликта на Донбассе можно было бы избежать, если бы Киев начал прямой диалог с ДНР и ЛНР, но украинцы этого всячески избегают. И получается замкнутый круг: с одной стороны, мы видим, что нарастает напряженность, то есть нужен диалог, а с другой стороны, Киев отказывается признавать самопровозглашенные республики в качестве стороны для переговоров.
Россия пытается обсудить проблему с Парижем и Берлином, но нужно и участие Киева, а с ним говорить тяжело, признается Песков. Вместе с тем Москва, по словам пресс-секретаря президента России, искренне надеется, что в Киеве никто не пойдет на такое безумие, как развязывание новой войны.
Украинский политолог Тарас Козуб считает, что описанный Песковым «замкнутый круг» не получится разорвать. В связи с этим он видит выход из ситуации в заморозке конфликта, которая завершится мягкой ассимиляцией отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины Россией.
«ДНР и ЛНР видятся украинцами как элементы гибридной агрессии России, поэтому никакие прямые переговоры с ними невозможны. Вопрос стоит не «мир или война», а «гражданская или гибридная война», – подчеркивает политолог. – Это мировоззренческое противоречие между Россией и Украиной запечатано в Минских соглашениях, поэтому Киев никогда не выполнит их политическую часть. Соответственно, переговоры ожидаемо проваливаются, а наилучшим сценарием для Донбасса является заморозка конфликта. После этого Россия продолжит мягкую ассимиляцию региона, которой она уже занимается не один год», – заявил «МК» украинский политолог.
Вместе с тем Козуб подчеркивает, что украинская армия не обладает достаточным потенциалом для завоевания Донецка и Луганска, да и в обществе нет достаточного негатива, чтобы реализовать что-то похожее на «хорватский сценарий».
Читайте материал Изнанка украинской армии: названы силы для удара по Донбассу