Винты и крылья
Украинские генералы разделили вооруженные силы Украины (ВСУ) на четыре оперативных участка: «Север», «Юг», «Запад» и «Восток». Такая организация, по их замыслу, облегчит переброску сил с одного участка на другой.
А вот в составе ВВС восточной группировки нет. Чтобы прикрыть все направления, ВВС Украины, или, как они называются, «повитряни (воздушные) силы», имеют шесть авиабригад. Хотя по количеству воздушных судов это скорее полки или эскадрильи. С 2018-го авиация «незалежной» пополнения практически не получала.
По некоторым данным, подняться по тревоге смогут не больше 14 бомбардировщиков Су-24 и 31 штурмовик Су-25, включая учебные самолеты.
С истребителями тоже не очень: 34 Су-27 и 37 МиГ-29. Средний налет украинских летчиков приближается к 60 часам в год. Для сравнения, в РФ этот показатель – не меньше 120 часов, в США – 200 и более, в других странах НАТО – не менее 180 часов в год.
С вертолетами все еще печальнее. Все военные вертолеты со времен Союза собирались на заводах, расположенных на территории Российской Федерации: в Казани, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Арсеньеве. Правда, двигатели для них производила украинская компания «Мотор Сич». После разрыва Киевом всех кооперационных связей с Россией в 2014 году остатки украинской вертолетной техники остались без технического сопровождения со стороны российских КБ и заводов, а мы – без украинских двигателей.
Но российская промышленность смогла оперативно «импортозаместиться» в части вертолетных двигателей. А вот на Украине с техническим состоянием вертолетов – беда. Все что осталось в распоряжении армии, – 30 транспортных Ми-8 и 14 воздушных командных пунктов на базе Ми-9. Есть еще «энное» количество обновленных легких Ми-2, выпущенных полвека назад.
Ставка на дроны
После Карабахской войны украинцы решили пополнить армию беспилотниками. Успели получить шесть ударных турецких дронов Bayractar-TB2, которые успешно бомбили позиции армянских войск в Нагорном Карабахе.
Гораздо больше – дронов-разведчиков. Это подаренные США 72 аппарата RQ-11 Raven («Ворон») плюс полтора десятка адаптированных Spectator.
Понятно, что даже с такими, не очень большими авиационными силами ВСУ имеют превосходство над ополченцами, которые вообще боевой авиации не имеют. Для мятежных республик даже пара бомберов Су-24 – огромная угроза, грозящая неизбежными жертвами и разрушениями.
– У нас есть силы ПВО. Но вооружение там далеко не новое. И в этом большая опасность для нас, – рассказал «МК» военный эксперт и ветеран Народной милиции ЛНР Андрей Марочко. – Например, в борьбе с дронами есть два способа. Первый – радиоэлектронная борьба, когда сигнал беспилотника подавляется и тем самым выводит его из строя. С этим у нас в республиках дела неплохи. Есть хорошие РЭБ-средства. Второй способ – физическое уничтожение вражеских дронов и ракет. Но таких средств у нас мало, да и те морально устарели. Те же самые турецкие дроны летают на такой высоте, что мы не достанем до них. И тут мы понимаем, что без помощи России тяжело будет справиться.
Наземные силы
В сухопутных частях Украины уже не вспоминают про потери в «котлах» 2014–2015 годов. По последним данным, общая численность ВСУ – чуть больше 246 тысяч человек. Из них конкретно на Донбассе и вблизи него размещено до 90 тысяч «штыков».
Это больше, чем в 2018 году. Тогда речь шла о 100 тысячах украинских военнослужащих. По разведданным мятежных республик, ударить по всему фронту способны 21 бригада, включая механизированные, мотопехотные и горно-пехотные. Есть резерв – от 20 до 40 тысяч человек.
Есть еще девять отдельных бригад, созданных на базе нацбатов. Рассказывают, что именно их, словно пушечное мясо, бросит командование ВСУ в первом эшелоне наступающих. Эти формирования очень интенсивно и тщательно тренируют. Цель – сколотить по-настоящему карательные отряды, которые будут зачищать население в городах республик Донбасса. Видимо, расчет на то, что у идеологически и материально стимулированных головорезов не дрогнет рука во время расправ над детьми и стариками. На обычные ВСУ надежд мало: дух не тот, не так натасканы...
Количество бронетехники в рядах ВСУ за последние годы изменилось мало. В распоряжении украинской армии – примерно две сотни бронетранспортеров БТР-70 и сто БТР-80. Есть новые БТР-3 и БТР-4Е «Буцефал». Кроме того, в сухопутных частях – боевые машины пехоты БМП-2 и до 400 легких бронемашин дозора БРДМ-2.
Войсковая ПВО представлена зенитными установками: до полусотни «Шилок» и 90 «Тунгусок».
А вот бронированных автомобилей в украинской армии стало больше. Например, недавно поступило 40 бронемашин повышенной защищенности «Козак-2М», 200 «Варт», а также «бэушные» Land Rover и «Хаммеры». Сведений об английских броневиках AT105 Saxon в украинской армии больше нет – видимо, не оправдала надежд британская архаика и все-таки пошла в утиль.
С советских времен в украинской армии осталось еще с тысячу танков Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. Все это сведено в пять танковых бригад и четыре отдельных танковых батальона.
Недавно пополнение получили 1-я и 17-я отдельные танковые бригады. Именно они стянуты к самой кромке линии разграничения на Донбассе. В их распоряжении – до сотни Т-64БМ «Булат» и несколько Т-80У «Оплот». Видимо, это и будет ударным кулаком во время вероятного наступления.
При этом, как рассказал Андрей Марочко, в лоб с криками «ура!» на этот раз украинцы не пойдут.
– Они будут глушить связь, после – запустят рой разведывательных беспилотников, дальше заговорит артиллерия всех калибров. И только потом в ход пойдет тяжелая и легкая бронетехника, чтобы рассечь наши силы и уничтожать потом их по частям, – считает эксперт.
Артиллерия «цветочной» серии
Украинская артиллерия – реальная угроза. В ее составе – 19 артиллерийских бригад, ракетная бригада и два полка реактивной артиллерии. Это полторы тысячи стволов разного калибра, включая несколько сотен реактивных «Градов», более 80 «Смерчей» и столько же «Ураганов». Это больше, чем было в 2018 году.
Поддержать наступление смогут свыше тысячи самоходных артиллерийских установок, включая сверхтяжелые «Пионы», и «Мста-С». Есть советский тактический ракетный комплекс «Точка-У» – примерно 90 единиц. Аналоги «Точек» – комплексы «Гром-2» разработки КБ «Южное» – видимо, в этом году на вооружение так и не встанут.
ВСУ в своем распоряжении имеют не меньше 13 сверхтяжелых самоходных оружий «Пион». Все они, по разведданным ополчения, недалеко от линии разграничения.
К расконсервации готовы еще больше 80 «Пионов». Есть еще «Акации», «Гиацинты» и «Гвоздики». Всего украинцы готовы перебросить под 500 артустановок к фронту. В полной готовности – 35 самоходок «Мста». Плюс купленные у чехов 30 152-мм колесных Dana M2 – аналогов «Мсты». Несамоходные артустановки исчисляются сотнями.
Правда, есть вопросы к качеству украинской артиллерии. Подавляющее большинство орудий – «родом из СССР» и стреляет боеприпасами, выпущенными в советское время. Своей боеприпасной отрасли на Украине нет. Что-то поставляют бывшие страны Варшавского договора, но в целом «снарядный голод» – реальная проблема. Если конфликт активизируется, боеприпасов понадобятся тонны.
Почти полностью на советское наследие опирается противотанковая артиллерия. Знаменитых МТ-12 «Рапир» – до 500 единиц. Есть комплексы «Фагот», «Метис» и «Конкурс». Их незначительно разбавляют «самостийные» изделия типа «Стугны-П», «Барьера» и «Скифа».
Переносные противотанковые комплексы в большинстве своем – все те же советские разработки. Много надежд было у украинцев на американские противотанковые ракетные комплексы «Джавелин» (Javelin). Еще в 2018-м Украина получила 37 пусковых установок с 210 ракетами. Однако точных данных о том, сколько их сейчас и вообще могут ли силы ВСУ задействовать их на Донбассе, нет до сих пор.
Где ждать удара?
На Горловском направлении готовы ударить 72-я и 24-я механизированные бригады, а также штурмовики-десантники 81-й бригады. Все вместе это больше 20 тысяч человек. Танков немного, но и без тяжелой техники они не побоятся пойти в бой: их прикроют «Смерчи» и «Ураганы» из 27-й артбригады и 107-го артиллерийского ракетного полка.
На Донецк нацелены две мотопехотные бригады и 56-й пограничный полк. Поддержать их может 17-я танковая бригада. Примечательно, что там сосредоточены модернизированные Т-64М «Булат», специально адаптированные для городских боев. В отличие от прошлых лет эта группировка усилена тяжелой артиллерией. Уже не раз в сводках проходила информация о том, что 203-мм «Пионы» подогнаны к самой кромке фронта и ведут пока единичные обстрелы позиций ополчения. Для организации «огненного вала» из Горловской группировки подгонят реактивные «Смерчи» и «Ураганы».
Стальной кулак украинских «Булатов» грозит и с южного направления – мариупольского. Основная ударная группировка здесь поменьше – до 10 тысяч человек. Почти все они сосредоточены в 93-й механизированной бригаде. В подкрепление к ним могут бросить 36-й батальон морской пехоты.
Вряд ли удастся застать ополченцев врасплох. Разведка ДНР и ЛНР знает о противнике все: места дислокации, расположение командных пунктов, тяжелого вооружения, резервов и маршруты передвижения.
У ЛДНР вся надежда – на народную милицию и ополчение. Сегодня это уже полноценные вооруженные силы. Считается, что их численность – до 40 тысяч человек. Они сведены в два армейских корпуса. Для сравнения, в 2015-2016 годах было порядка 15–17 тысяч бойцов, включая резервистов.
Количество вооружения тоже немаленькое: 650 танков, больше двух сотен реактивных систем «Град», полтысячи артсистем, не меньше 300 бронемашин разного класса и назначения.
Ну, и, конечно, главный фактор – надежда на то, что Россия Донбасс не бросит, как сказал недавно президент Путин.