В большинстве стран выборы проходят примерно по одной и той же схеме. Люди голосуют – голоса считают – объявляют новую власть. Но не так в Израиле. Наверное, это единственная страна, в которой по результатам одних выборов могут прийти к власти и правые во главе с Биньямином Нетаньяху, и левые с Яиром Лапидом и вообще никто: страна просто уйдет на следующий внеочередной электоральный цикл.
Такой результат достигается за счет невероятной фрагментированности электорального поля в Израиле. Там есть правящая партия Нетаньяху «Ликуд», которая по сути выполняет роль главной консервативной цитадели. Есть сразу две ультрарелигиозные партии (и еще одна просто очень религиозная), каждая из которых проходит в Кнессет. Есть сразу две светские националистические партии, которые категорически не хотят иметь ничего общего с религиозными фундаменталистами. Есть партия с кинематографичным названием «Новая надежда», которая вышла из состава «Ликуда», но поддерживает с Нетаньяху рабочие отношения. И все это месиво можно назвать словом «правые».
У левых тоже разброс колоссальнейший – от центриста Яира Лапида из самой мощной оппозиционной партии «Еш Атид» до ультралевых «МЕРЕЦ» и «Авода», а также сразу двух арабских блоков.
Мы перечислили уже 12 партий. И все они (по предварительным данным) проходят в Кнессет. Также там будут представлен блок «Кахоль-лаван», который катастрофически потерял поддержку после противоестественного союза своего лидера Бенни Ганца с Нетаньяху.
В результате получается крайне запутанная схема. Если объединить голоса Нетаньяху и всех его традиционных союзников, то у него будет только 52 места, в то время как для формирования правительства нужен 61 голос. Если собрать все голоса противников действующей власти – от крайне правого националиста Либермана до левых радикалов «МЕРЕЦ» и «Арабского списка», – то у них будет 57 голосов: тоже недостаточно для формирования правительства.
Ключ от власти останется в руках у двух партий, которые пока ни к кому не присоединились. Первая из них – правая светская «Ямина». По предварительным подсчетам, они получат 7 мест в Кнессете – и почти наверняка не вступят в коалицию с левыми. Их вполне может привлечь на свою сторону Нетаньяху – и тогда у него будет 59 голосов: все еще недостаточно. Тогда все решать будет арабская партия «РААМ» («Объединенный арабский список»).
В отношении «РААМа» пока больше вопросов, чем ответов: они вообще не факт, что попадут в Кнессет. По первым данным была информация, что этот список не проходит в израильский парламент, что открывало Нетаньяху относительно ровную дорогу к сохранению власти, однако по самым последним данным «РААМ» все же сумел преодолеть отметку в 3,15% голосов и получит своих 4 депутатов. Если арабы пройдут, то им придется определять, к кому пойти в союз: пока они готовы рассматривать варианты и с правыми, и с левыми.
Теоретически по результатам этих выборов может сформироваться как левая, так и правая коалиция у власти. Возможно, какой-нибудь политик все-таки сумеет набрать вожделенный 61 голос и стать премьер-министром. Но в любом случае его коалиция будет очень хрупкой. Националисты в долгосрочной перспективе не уживутся с арабами, правые – с левыми, а религиозные блоки – со светскими. Так что кто бы не победил на выборах, эта победа будет пирровой – и едва ли выведет страну из политического кризиса.