С 19 февраля по 23 марта интенсивность боевых действий на Донбассе возросла примерно в 5 раз, заявил представитель ЛНР на переговорах в Минске Родион Мирошник. Противник использует тяжелую артиллерию, подтягивает танки к линии фронта. При этом Киев не предпринимает никаких усилий для того, чтобы разрядить обстановку на Донбассе. В результате с каждым днем погибших на войне, которая длится уже около 7 лет, становится все больше.
Например, 22 марта стало известно о гибели 71-летнего мужчины, проживавшего в селе Александровка. Его застрелил снайпер. В Народной милиции ДНР уверены, что приказ отдал командир 28-й отдельной механизированной бригады украинской армии. Причем после убийства пенсионера снайпер еще обстреливал участок, чтобы мешать спасателем забрать тело. И это был первый случай гибели мирного жителя после объявления перемирия полгода назад.
В ЛНР утверждают, что обычные украинские военные зачастую боятся нарушать перемирие, так как переживают, что их могут ликвидировать ответным огнем. Не хотят солдаты и устанавливать новые минные заграждения, потому что не знают, где ловушки устанавливали раньше, а значит, они могут на них подорваться.
Зато в Луганске зафиксировали появление на линии соприкосновения боевиков запрещенного в России «Правого сектора». Они готовят провокации, вербуют информаторов, утверждает официальный представитель Народной милиции ЛНР Яков Осадчий. По его словам, всего были замечены две группы «Правого сектора». Одна соорудила блокпост для проверки документов и досмотра автомобилей. Другая взялась за развертывание диверсионной деятельности.
Отмечается активность и в республиках. Украинские СМИ утверждают, что ДНР концентрирует свои силы в районе промзоны в Горловке на расстоянии 9 километров от линии фронта. В Минобороны Украины заявили, что с начала марта Россия ввезла на Донбасс свыше 5 тысяч тонн топлива, различные мины и беспилотники.
Опрошенные «МК» эксперты считают, что возросшая активность свидетельствует о том, что стороны конфликта не на словах, а на деле готовятся к широкомасштабным боевым действиям. «Подобные заявления ставят перед собой лишь одну цель — мобилизовать население и военных в ожидании каких-то серьезных событий на Донбассе. Вместе с тем следует отметить, что информационная активность представителей ЛНР, ДНР и Киева нисколько не отвечает тому, что сейчас реально происходит на линии фронта. В частности, по данным наблюдателей ОБСЕ, ситуация аналогична тому, что было 2 или 3 года назад, а если 2021 год сравнить с 2015-м, то мы придем к выводу, что на Донбассе наступил почти мир. Тотальность развернутой информационной кампании говорит о том, что с обеих сторон конфликта есть те, кто заинтересован в возобновлении полномасштабных боевых действий. По сути, сейчас эти люди проводят артподготовку. Причем если бы такие заявления делал только один из участников конфликта, то опасность была бы не такой большой, но мы видим, что в этом задействованы все», - заявил «МК» глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.
Украинский политолог Алексей Якубин согласен с российским коллегой, и указывает на то, что эскалация конфликта на Донбассе вплотную связана как с тупиком в «Минском процессе», так и в обострением геополитической ситуации. «На переговорах по Донбассу царит полное недоверие друг к другу. В результате дипломатические попытки разрешить противостояние зашли в тупик. В такой ситуации всегда поднимают голову военные. Когда нет понимания будущего, всегда растет напряженность на фронте, и «ястребы» используют ее, чтобы укрепить свои позиции, - отмечает Якубин. - Еще больше маховик войны раскачивает мировая конъюнктура. Глава МИД России Сергей Лавров констатировал, что отношения Москвы и Евросоюза развалились. Ранее президент США Джо Байден резко высказался в адрес президента России Владимира Путина... А Донбасс является не зажившей раной и своего рода ристалищем для Востока и Запада».
Вместе с тем Якубин предупреждает, что война не поможет решить конфликт на Донбассе. По его словам, участникам противостояния важно помнить о том, что нынешние «Минские соглашения» могут оказаться для них более выгодными, чем те, которые будут подписаны в будущем.