Однако эффект от ярких фраз президента США, напоминавших «домашние» эскапады конгрессменов, желающих, чтобы о них услышали хоть где-нибудь, продержался только несколько минут. Эфир АВС не место для экспромтов, а значит, у всего этого должны быть веские причины.
Нет смысла обсуждать вопрос о том, можно ли находясь при исполнении, на высокой госдолжности без серьезных доказательств обвинять кого-то в совершении уголовного преступления либо каких-то диверсий, сам факт которых не предъявлен. Ясно, что Байден имел в виду наиболее шокирующим и неприемлемым способом публично нарушить все правила, чтобы вывести из равновесия, взбесить, лишить возможности оценивать ситуацию рационально.
Когда кто-то в затяжном противостоянии внезапно переходит к оскорблениям и шокирующим обвинениям в адрес оппонента, это значит только одно: при отсутствии возможности эффективно действовать переходят к ярким заявлениям. Но не всегда это продуманный тактический ход. Иногда это просто истерика, проявление иссякшего терпения. И это объяснение вполне соответствует реальному контексту.
Санкции? Даже на фоне кризиса, вызванного пандемией, Россия показывает экономические результаты получше, чем многие европейские государства, да и сами США. Меньше потери, быстрее восстановление. Пессимистические прогнозы для РФ не сбылись. Крым, из-за которого началась вся чреда санкций? Российский, и иное положение вещей никто в серьез не рассматривает. Представить разработку российской вакцины от коронавируса фикцией, организовать против нее глобальный фронт? Не получается: те же европейцы либо проявляют интерес к российскому продукту, либо отказываются от хваленых западных. Что остается? Обвинить Москву в проблемах, которые возникают при использовании западных вакцин. Оборонная мощь? Ну никак уже не удается убеждать себя и дальше, что российская армия пренебрежимо малая величина. Остается только пытаться высмеивать новейшие вооружения, поступающие в войска. Путин? Удалось подорвать его международный авторитет? Да просто мнение о нем простых людей из самых разных стран?
Реальные факты, в отличие от утреннего тумана, сами рассеиваться не желают, остается только попробовать бороться с ними «ассиметрично» - шокировать международную общественность какой-нибудь дичью, дополнить санкции бойкотом, организованным силами верных союзников и тех, кто не в силах сопротивляться.
В России неожиданное поведение зрелого американского политика , конечно, по понятным причинам шокировало многих граждан. Но не руководство, которое сразу достаточно четко определило цену сказанного в утреннем эфире АВС. Вот, например, оценка заместителя председателя Государственной думы Петра Толстого:
«Своими высказываниями Байден пытается добиться одного – показать всему миру, что «Америка вернулась», показать её силу и превосходство. Но на самом деле, подобные выпады оскорбляют в первую очередь самих американцев, потому что ни один правитель ни одного государства не должен позволять себе таких высказываний, а уж тем более в адрес крупнейшей мировой державы, какой является Россия. Но добился он пока лишь обратного эффекта – сегодня даже европейские СМИ вышли с осуждающими риторику нового американского президента заголовками. Наш же ответ должен заключаться не только в вызове посла для консультаций, он должен быть взвешенным, продуманным и жестким, мы должны показать, что с Россией никому не позволено разговаривать в таком тоне».
Вполне очевидно, что президент США вряд ли адресовал свои заявления всем российским гражданам. Сказанное им не могло быть воспринято россиянами иначе, как оскорбление в адрес страны. При этом никакие симпатии к американцам, даже если они у кого-то есть, этого не отменяют. Такие символические акции неизбежно ведут к консолидации, ощущение доброго мира вокруг пропадает, значение своей родины возрастает, а тот, на кого персонально направлена словесная агрессия, неизбежно получает дополнительную поддержку граждан. Байден этого хотел? Скорее учитывал, но пренебрег.
Другими словами, то, что сказал Байден, в России, скорее всего, было адресовано одному человеку – Владимиру Путину. И, судя по комментарию Дмитрия Пескова, нельзя сказать, что президент США своей цели достиг, сумел вызвать шок или хотя бы волнение: «Это очень плохие высказывания президента США, он однозначно не хочет налаживать отношений с нашей страной, дальше будем исходить именно из этого».