Правительство Бориса Джонсона представило «Комплексный обзор», в котором изложены основные тезисы внешней политики Соединенного Королевства на ближайшие годы. Проект выдержан в духе идей об объединении западных демократий для того, чтобы противостоять мировым угрозам. Местами он очень напоминал программную внешнеполитическую речь президента США Джо Байдена в Госдепартаменте. Это показывает существенный поворот в политике британского премьера – раньше он считался популистом и скептиком, который старался держаться подальше от идей глобализма.
Опубликованный текст многими был воспринят как отход от изначальных позиций консервативного правительства Бориса Джонсона, и его авторам даже пришлось оправдываться за содержание «Комплексного обзора».
«Доклад — это не одно длинное извинение за Brexit, а попытка представить Британию как ловкую, гибкую страну, решающую проблемы, поддерживающую открытую демократию и тесно сотрудничающую с НАТО, США и осознающую сохраняющуюся угрозу со стороны России», - позиционируют свой проект работники британского МИДа.
Одним из самых обсуждаемых тезисов этого обзора стали планы по увеличению предельного количества ядерных боеголовок, находящихся в распоряжении Великобритании, более чем на 40%. Это положит конец периоду постепенного сокращения ядерного потенциала с момента распада Советского Союза.
На вопрос, почему Великобритания хочет снова увеличить количество своих боеголовок, министр иностранных дел Доминик Рааб ответил: «Потому что со временем, по мере изменения обстоятельств и изменения угроз, мы должны поддерживать минимальный надежный уровень сдерживания. Потому что это абсолютная гарантия, абсолютная страховка от худшей атаки со стороны враждебных государств».
Кто подразумевает под «враждебными государствами» угадать не сложно. Да авторы доклада этого и не скрывают. Впрочем, прежде чем расставить акценты в свое отношении к России и к Китаю они заявляют, существует реальная возможность того, что террористическая группа «начнет успешную химическую, биологическую, радиологическую или ядерную атаку к 2030 году». К счастью, на данный момент все такие разговоры носят исключительно гипотетический характер, признают авторы доклада.
А вот два ключевых противника Британии на внешнеполитической арене предельно ясны. Первый из них это Китай, признанный «самой большой государственной угрозой для Великобритании». Правительство Джонсона отмечает свою приверженность защите свобод уйгуров и жителей Гонконга, но при этом на открытый конфликт с Пекином идти не хочет.
«Было бы нецелесообразно вступать в какую-то неактуальную, устаревшую холодную войну с Китаем. Мы хотим позитивных отношений там, где это возможно, но мы никогда не уступим и никогда не откажемся от отстаивания наших ценностей», - заявил министр иностранных дел Рааб.
Отношение к России у Соединенного Королевства совсем другое. Если Китай видится угрозой на дистанции, то Российская Федерация признана «активной опасностью здесь и сейчас».
В отличие от Китая, Россия воспринимается скорее как принципиальный политический противник. Если с Пекином Соединенное Королевство готово идти на временные компромиссы, то противостояние с Москвой может быть жестким.
«Россия является самой острой угрозой в регионе, и мы будем работать с союзниками по НАТО, чтобы обеспечить единый западный ответ, объединив военные, разведывательные и дипломатические усилия для сдерживания ядерных, обычных и гибридных угроз нашей безопасности, особенно со стороны России», - говорится в докладе.