В заявлении Роскомнадзора указаны и сроки действия предпринимаемых против сервиса санкций: до тех пор, пока нарушающая закон информация не будет удалена. Причем если «игнор» продолжится, все кончится полной блокировкой Twitter.
Как ранее сообщили представители Общественной палаты, Twitter и Facebook стали лидерами рейтинга интернет-платформ, нарушающих закон о распространении запрещённого контента. Третье место в этом списке занял YouTube. Далее расположились Instagram, TikTok, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Ранее руководство платформ-лидеров этого антирейтинга привлекло внимание общественности своим противостоянием с экс-президентом США Дональдом Трампом, которое закончилось блокировкой аккаунтов последнего.
Мы спросили у экспертов, чем вызваны именно такие меры Роскомнадзора, и можно ли было без них обойтись.
Никита Данюк, член ОП РФ, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов:
- Действия эти правильные своевременные, потому что что Twitter становится инструментом влияния внешних сил на политические процессы во всевозможных странах. Эта площадка политизируется, там вводятся элементы модерации и цензурирования. Очевидно, что любая соцсеть, любая IT-компания, тем более такая крупная, обязана соблюдать национальное законодательство. Так называемое замедление Twitter происходит не для того, чтобы этим сервисом перестали пользоваться россияне, а наоборот, чтоб российские пользователи были защищены и ограждены от запрещенного контента, который по российскому законодательству должен быть удален. Но этого не происходит. Мы видим, что другие ограничительные меры в виде штрафов на Twitter не действуют, потому что, во-первых, они маленькие, а во-вторых у Twitter нет постоянного представительства на территории России. Учитывая все эти обстоятельства, замедление трафика это абсолютно правильный шаг, некий сигнал, что наша страна не допустит вызывающего, демонстративного неуважения к российским законам. Этот механизм давно испробован в других государствах. Мне кажется, что любая страна, которая считает себя настоящим государством со своей правовой системой, обязана такого рода компании привлекать к работе в рамках закона. Если этого не происходит, мы отдаем власть в информационном пространстве, чтобы технологии использовались в деструктивных целях какими-то внешними игрокам.
Екатерина Мизулина, исполнительный директор Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, директор Лиги безопасного интернета:
- Мы полагаем, что Twitter это злостный нарушитель российского законодательства. Оттуда продолжают распространяться большие количества запрещенного контента. Это информация о наркотиках, суицидах, о зацеперах, экстремистские и прочие запрещённые материалы. Мы мониторили, как эта платформа реагирует на законные требования властей, но, к сожалению, большая часть этих ссылок не была удалена. Причем многие из них старые, 2016-го года, некоторые 2013-го. И самое важное, что штрафы эта компания не платит, судебные решения не выполняет. При этом мы видим, что они-таки занимаются модерацией контента, когда дело доходит до каких-то политических публикаций или публикаций о России. Очень эффективно они такие аккаунты блокируют, удаляют. Все это ситуация каких-то двойных стандартов. Безусловно, бездействовать здесь было уже практически невозможно – весь прошлый год РКН пытался действовать мирным путем – штрафов каких-то, требований, пытался с ними договориться. Конечно, РКН выбрал пока спокойный такой вариант замедления трафика. Пользователи смогут продолжить пользоваться этой платформой, ограничена только передача фото- и видеоизображений. Это правильный вариант, в отличие от полной блокировки сервиса на территории России. Пока полная блокировка, наверно, преждевременна.