Но покуда о философских понятиях и абстракциях рассуждать, кажется, всё ещё можно, пишу вам о патриотизме. В мае минувшего ковидного года вы назвали наконец национальную идею России, которую (идею) безуспешно искали в Кремле все два срока президентства Ельцина и первые три срока вашего президентства: Патриотизм!
ПУТИН (10 мая 2020 г.). Российская национальная идея заключается в патриотизме. Тут ничего другого не может быть.
«Тут» — в России? Или «тут» — в сфере национальных идей?..
Спорить с вами невозможно: нет желания, да и бессмысленно — у вас же есть право иметь своё мнение и свободно его высказывать (Конституция РФ, ст. 29: каждому гарантируется свобода мысли и слова). Но желание понять вас как можно точнее — тоже совершенно законно и даже патриотично. А вопрос непростой.
★★★
Восхвалять Гитлера? Нормальному человеку такое в голову не придёт. А если такое придёт в голову ненормальному, то он рискует сесть в тюрьму или в психушку. Восхвалять Гитлера нельзя, но думать о нём и о последствиях его деятельности может быть полезно в некоторых случаях.
Был ли Гитлер истинным патриотом Германии? В его понимании, безусловно, да. И в понимании миллионных толп восторженных немцев, безусловно, да. Сомневаться, что он искренне желал величия Германии, нет никакой возможности. Он делал для этого всё. Чем кончилось — известно. Его горячий искренний патриотизм оказался смертельным для его родной страны.
Томас Манн сбежал из Гитлеровской Германии и по радио (из США) призывал немцев уничтожить Гитлера и его режим, а Германия за это объявила великого писателя врагом народа. Но мы же понимаем, что он был патриотом и двигала им любовь к родной стране.
Другие патриоты Германии, рискуя жизнью, пытались убить Гитлера, организовывали покушения (к сожалению, неудавшиеся) и были казнены. У нас нет никакой возможности сомневаться в их искреннем патриотизме. Они тоже желали счастья родной стране. Таким образом, и Гитлер был патриот Германии, и те, кто его хотел уничтожить, тоже.
Был ли патриотом Сталин? Ответить на этот вопрос очень сложно. Слишком много граждан своей страны он уничтожил.
Если бы он уничтожил только политиков, которых считал конкурентами (Троцкий, Бухарин, Зиновьев и пр.), если бы он уничтожил только маршалов и командармов, которых подозревал в заговоре, это не мешало бы считать его патриотом. Но уничтожение миллионов крестьян, организация голода, который унёс миллионы жизней…
Патриот (греч.) — любящий Родину. Как это истолковать в случае Сталина? Народ он не любил, а губил. По отношению к населению он не считался с расходами. Для него не было понятия «неприемлемые потери».
Первая смертельная война для России — Гражданская война — разделила народ на Белых и Красных. Нет сомнений, что Белые (иногда беспощадно жестокие) были 100-процентными патриотами, то есть желали счастья родной стране. Насчёт Красных такой уверенности нет. Для Ленина и пр. Россия была лишь плацдармом, откуда «пролетарская» революция должна была завоевать весь мир. Так и пели:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
Жители Российской империи были (в глазах вождей) лишь дровами для пожара, в котором они собирались сжечь «Старый мир». Где тут место патриотизму?
Если народ не в счёт, то что остаётся для понятия «родина»? Территория?
Соединённые Штаты Америки созданы эмигрантами. Процветания США добились люди, покинувшие родину. Кто-то покинул Англию, кто-то Францию, Польшу, Россию… Значит, патриотами своих родин они уж точно не были.
Был ли Пол Пот патриотом Камбоджи? Судя по его речам и программам — безусловно, да. В результате действий этого патриота в кратчайший срок была уничтожена треть населения, наука — полностью, образование — полностью.
Защита Родины — святое дело. Но жители Камбоджи были бесконечно счастливы от того, что на их страну напал Вьетнам, вторгся, оккупировал. Если бы не эти оккупанты, от Камбоджи не осталось бы ничего, кроме Пол Пота и его обслуги. Таким образом, интервенты-вьетнамцы действовали во благо Камбоджи и уничтожили патриота Пол Пота во благо его родной страны.
Войска союзников (Англия, СССР, США) вторглись в Германию, уничтожили Гитлера и его патриотический режим. Мало найдётся немцев, которые сожалеют об этом.
Пустые слова, пустые фразы — это любимый инструмент политиков. Пустые напёрстки — любимый инструмент мелких мошенников. Олухи толпятся, платят деньги за право угадать, под каким напёрстком шарик. Но в том-то и дело, что шарика там нет вообще; он ловко спрятан в кулаке фокусника-напёрсточника.
Так и на выборах. Перед нами политические напёрстки: ЛДПР, КПРФ, СпрРзПр, ЕдРо — отгадайте, под каким из них спрятан патриотизм? Но сперва заплатите избирательным бюллетенем за право угадать. Это нелегко. Каждый напёрсток кричит о своём патриотизме.
Самые точные ответы на все вопросы есть в мировой литературе, в русской классике. Взять хоть Гоголя:
«А вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты и то и сё. Аренды, аренды хотят эти патриоты! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!»
«Лезут ко двору» — так на языке Гоголя называлась борьба за доступ к должностям и (главное) к бюджету. «Юлят во все стороны» — да ведь точнее не скажешь и с Гоголем не поспоришь. Он писатель? Нет, он Гоголь. А «писатель» — просто ещё одно пустое слово.
Пушкин, Чехов, Прилепин, Гитлер — все писатели. По тиражам, небось, на первом месте в мире «Майн кампф», а не «Капитанская дочка» и не «Три сестры».
Все измы — ловушки. В Норвегии социализм, и в Северной Корее социализм, и в Швеции. И у Пол Пота в Камбодже был социализм.
Парламентаризм в Англии, и в Швейцарии, и в Охотном Ряду. Всюду народные избранники, депутаты... В чём отличие наших? Догадайтесь. Или загляните в толковый словарь:
«Охотнорядец — крайний черносотенец, погромщик; первоначальное название торговцев Охотного Ряда в Москве, принимавших деятельное участие в погромах, которые организовывались полицией, в разгроме студенческих сходок и демонстраций».
Пожалуйста, не сердитесь, ведь не я же поселил российских депутатов в Охотном Ряду; лучше вспомните поговорку «Бог шельму метит». А если Бог пометил — никто ничего с этим не поделает. Конечно, депутаты сейчас не идут на улицу бить демонстрантов, но законы, которые торопливо и непрерывно принимают в Охотном Ряду...
★★★
«Святая Русь», «самое святое — мать»... Со святым эпитетом тоже следовало бы обращаться осторожнее. В России сотни матерей ежегодно убивают своих младенцев (в мире — сотни тысяч). А сколько матерей мучают своих детей, избивают, морят голодом? Для этих бесчисленных (потому что точной статистики нет и быть не может; грудные не пишут заявлений в полицию, и мёртвые младенцы не пишут), для этих вот уж точно невинных страдальцев мать не была «самой святой». И что такое Родина, они не успели узнать; не успели приобрести абстрактное мышление.
«Самое святое — Родина-мать». Сколько своих детей убила наша Родина? Точной статистики нет и никогда не будет. Потому что сотни тысяч (если не миллионы) были расстреляны без суда. Потому что топили баржи с тысячами зэков. А ведь их не приговорили к смерти, просто они утонули... Очень возможно, что в трюме были патриоты, а про тех, кто топил, трудно сказать.
...Скоро Пасха, все фарисеи-патриоты будут стоять со свечками. А ведь Иисус Христос не был патриотом. Ни Израиля, ни Римской империи, ни планеты Земля, ни даже Солнечной системы.
Патриот СССР? Теперь патриотизм, измеряемый в кв.км, сократился. Советский патриотизм распространялся на 22,5 миллиона квадратных километров — на 1/6 часть суши. А что теперь? Украинский патриотизм покрывает 577 тысяч кв.км — почти в 40 раз меньше, а молдавский съёжился в 680 раз...
Патриотизм не в географии и не в площади? А в чём? В высотах духа и морали? Но для высокого духа и высокой морали самое смертельное место — высокие трибуны и высокие государственные посты.
Мировая история патриотизма вообще жуть. Афины воевали со Спартой, Мегарой, Фивами... И у всех этих древних греков был патриотизм невероятной силы: изгнанник умирал от ностальгии. А междоусобные войны русских князей? Ведь у каждого на знамени был патриотизм. А наши патриоты? Грабят Родину-мать так, что асфальт трескается и плитка крошится, а наворовав, переезжают в Майами, и если умирают, то не от ностальгии, а от обжорства.