Об этом на недавнем съезде АККОР сообщил 1-й замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. «Есть обращение нашего министра губернаторам, что при смене регионального руководителя АПК кандидат на эту должность должен проходить согласование в Минсельхозе России. Это правильно. От того, как подготовлен министр, будет зависеть работа всего штаба агропромышленного комплекса в области, крае или в республике»,- сказал он.
Собственно, аграрное ведомство в этом плане не изобретает велосипед. Такой порядок в мире существует уже давно: региональных министров по селу не согласовывает, а впрямую назначает «вашингтонский обком» или, скажем, парижский. Ведь вопросы биологической, ветеринарной и продовольственной безопасности страны должны иметь единую политику.
По сведениям «МК», федеральное министерство уже направило губернаторам соответствующие письма, в которых говорится, что при новом назначении сельских министров в субъектах Федерации кандидатам необходимо пройти через сито центрального офиса. То есть кандидат должен приехать в Москву в Орликов переулок, где расположен Минсельхоз, и пройти аттестацию.
Здесь в разных департаментах его будут ждать душевные собеседования на предмет знания агротехники, ветеринарии и прочих аграрных премудростей. Затем кандидата с его бизнес-программой заслушает и оценит специальная комиссия. После чего он получит (или не получит) допуск к работе конкретно от какого-то из заместителей министра сельского хозяйства РФ.
Сегодня региональные министры села – всецело вотчина губернаторского волеизъявления. На кого руководитель субъекта глаз положит, тот и будет отвечать за урожаи, привесы и надои.
Такой порядок согласования касается только вновь назначаемых кандидатур. Старые кадры переаттестовываться не будут.
- Это разумный подход, - считает кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов .- Может быть, нужно пойти дальше – назначать региональных министров прямо из Москвы, и чтобы зарплату они получали в Орликовом переулке. Как это у нас практикуется в системе ФСБ или МВД. Это даст определенную независимость главе сельского ведомства от местных властей. Сейчас в регионах где-то борются с пальмовым маслом, где-то смотрят на это сквозь пальцы. Где-то по-тихому могут перейти на использование ГМО технологий. Вопросы биологической, продовольственной безопасности, как и государственной, должны находиться в едином стандарте на территории всей России.
- Вопрос министерских кадров, что называется, назрел?
- С африканской чумой свиней мы не можем справиться с 2007 года. У каждого региона есть свои интересы. Это сильно сказывается на государственной программе экспорта свинины за границу. Раньше считалось, африканская чума может быть только в мелких фермерских хозяйствах или на крестьянских подворьях, где не соблюдаются строгие ветеринарные правила. А в крупных агрохолдингах такое невозможно в принципе.
К сожалению, возможно, просто это стараются не афишировать. Как только возникают первые случаи заражения, объявляется карантин, свиней по максимуму вывозят на продажу. А уже потом уничтожают оставшихся.
Китай по контракту отказывается закупать свинину в регионах, где отмечены вспышки африканской чумы. Получается, мы срываем крупные международные контракты. В некоторых субъектах уничтожаются сотни тысяч свиней.
А если в регионе появится «государево око» из Москвы, замалчивания не будет, и контроль за какими предприятиями станет куда строже.
- Что будет, если губернатор не прислушается к отрицательному заключению Минсельхоза РФ и назначит все-таки своего выдвиженца?
- Таких случаев я даже теоретически не представляю. Никто не захочет портить отношения с центральным ведомством, с Минсельхозом шутки плохи. Иначе останется субъект Федерации без субсидий и льготных программ.