Уголовное дело в отношении Мелия было возбуждено после событий 2019 года, известных как «кризис Гаврилова». Воспользовавшись в качестве предлога тем фактом, что российский депутат Сергей Гаврилов во время мероприятия в парламенте случайно уселся в кресло спикера, сторонники Саакашвили учинили массовые беспорядки с попыткой захвата здания органа законодательной власти. Нескольким зачинщикам, в том числе Мелия, прокуратура предъявила обвинения в «организации группового насилия против сотрудников полиции» и «попытке насильственного захвата власти».
Поскольку Никанор Мелия внес тогда залог в размере 30 тысяч лари, ему удалось избежать ареста. Но суд обязал его не покидать дом без разрешения прокурора и носить электронный браслет.
В прошлом году, выступая на митинге «националов» против «кражи выборов», Мелия демонстративно сорвал с руки электронный браслет и бросил его в толпу. После этого генеральная прокуратура увеличила ему размер залога до 70 тысяч лари. Однако лидер ЕНД отказался доплачивать разницу, которая составляла 40 тысяч лари (примерно 12 тысяч долларов).
Два дня назад парламент лишил Мелия депутатской неприкосновенности. После этого суд вынес постановление об аресте политика. Однако его сторонники не пустили в офис ЕНД полицейских, которые должны были вручить ему этот документ.
Специально для МК ситуацию прокомментировал политолог, бывший глава Госканцелярии Грузии Петрэ Мамрадзе.
- Почему премьер ушел в отставку?
- Отставка премьера – это очередное звено в цепи событий, сценарий которых был придуман Саакашвили и его дядюшкой Темуром Аласания еще три года назад. – утверждает эксперт. – Об этом мы все узнали из записей перехваченных телефонных разговоров. Саакашвили делает ставку на революционный сценарий, радикализацию и мобилизацию.
К сожалению, украинские власти приютили Саакашвили, и он оттуда всем командует. События, которые произошли во время визита в Тбилиси российских парламентариев во главе с Гавриловым, были Саакашвили и его соратниками тщательно подготовлены. Они заранее наполнили здание своими сообщниками и провели эту гнусную, грязную провокацию.
Тогда Никанор Мелия был среди тех, кто призывал к штурму здания парламента. И он сам физически участвовал в штурме. Поэтому против него было возбуждено уголовное дело.
У прокуратуры просто не было иного пути, кроме как просить парламент о снятии с него иммунитета. Вчера, 17 февраля, суд вынес решение о его аресте. И вот тут-то и началось. Все телеканалы Саакашвили работали день и ночь, в штаб-квартире ЕНД собралось огромное количество народа. Был явный расчет на то, что полиция будет туда врываться и всех избивать. Хотели устроить вторую «гавриловскую ночь».
Утром Гахария, явно неожиданно для своей собственной команды, заявил об отставке. Ибо он не сумел убедить своих соратников, что сейчас нельзя этого делать, надо арест Мелия отложить. Кстати, после его ухода МВД сразу сделало заявление, что задержание Мелия откладывается. Конечно, сторонники Саакашвили празднуют победу и говорят, что будут назначены новые выборы и они придут опять к власти.
- А что думает делать дальше правящая партия «Грузинская мечта»?
- Они сделали заявление, что все под контролем. Что на провокации поддаваться не будут. В течение двух недель сформируют новый кабинет. Следует учесть, что все это происходит после ухода Иванишвили из политики.
- Позиция премьера по поводу ареста Мелия была обоснованной?
- Проводить его арест в этой обстановке было достаточно рискованно. Это давало националам Саакашвили повод устроить масштабную провокацию. Представьте, как спецназ врывался бы в это здание, битком набитое людьми? Там они могли устроить всякое. «Гавриловская ночь» - это образцовая провокация, тщательно подготовленная, все роли расписаны. Несколько сот мотивированных человек сторонники Саакашвили могли бы собрать. А там уж кто как с кем расправится… Я Мишу знаю близко, он перед жертвами никогда не останавливался.
- Есть ли вероятность, что Гахария все же уговорят остаться?
- Сам он категорически не хочет возвращаться, я знаю это от его близких людей. Он занял этот пост только из уважения к Иванишвили. Для честного, работящего человека работа премьером в Грузии – это адская работа. Каторжная. С колоссальной ответственностью.