Миронов, Прилепин и Семигин написали манифест-анекдот

Они собрались вернуть Россию в советское прошлое

Манифестом обозначили себя в конце января наступившего года три партии, лидеры которых — Сергей Миронов, Захар Прилепин и Геннадий Семигин — объявили, что «готовы взять власть» от имени левых и патриотов. Они против рыночного капитализма и либералов, то есть, вероятно, они социалисты, раз хотят «учесть опыт советского народа».

Они собрались вернуть Россию в советское прошлое

Известный философ права Николай Алексеев такой поворот тоже предвидел и еще в 1928 году написал (конечно, из ленинской ссылки в Европу): «Когда на обломках коммунизма водворится новый капитализм, тогда здание капитализма будут разрушать новые социалисты и коммунисты. Замечательный исторический план, напоминающий какой-то скверный анекдот. Особое упоение в том, что годы жизни народной прошли бесплодно, что приходится ворочаться подлинно вспять. А где же идеалы? Они — впереди». (Н.Н.Алексеев, «Собственность и социализм»)

Объем публикации не позволяет подробно подать известную позицию русских философов и правоведов Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Б.Н.Чичерина, В.С.Соловьева о том, что капитализм и социализм это всего лишь две экономические схемы и два отвлеченных от личности человека начала, которых изначально и на пределе интересует лишь человек — экономический деятель, для которого «эти два начала можно мыслить как две формы рабства человеческого духа у экономики» (И.А.Ильин). С.М.Миронов и его коллеги выступают в защиту «трудящегося населения», т.е. всё по схеме: не люди, а экономические деятели. Значит, один из идеалов обнаружился, и это уже знакомый нам труженик-пролетарий, и в этом убеждает тезис «труд важнее капитала».

Если труд важнее капитала, то откуда у вас возьмутся средства на обещанные вами повышение зарплат, пенсий и лечение тяжело больных детей? на бесплатную медицину? Будете принудительно распределять «неважный» капитал? Это Россия уже проходила во времена СССР. Социальные фонды при капитализме наполняются по преимуществу за счет средств, которые работодатель вычитает из заработка своих работников. Это так называемая солидарная социальная модель, которая узаконена в экономически развитых странах с начала ХХ века и действовала в современной России. Но к 2015 году число работающих (трудоспособных) и нетрудоспособных уравнялось (ученые и практики об этом власть предупреждали еще в 2000 году). Это проблема демографическая. Теперь социалка почти целиком висит на госбюджете, т.е. страна уже вернулась одной ногой в «совок».

Если лидеры образованного союза партий считают, что капитал принадлежит некому обществу, то они повторяют грубую ошибку марксистов-ленинцев, т.к. общество — это идеологическая абстракция и оно ничего не производит. Известные русские экономисты и философы права это обозначили еще в начале ХХ века: «Утверждают, что распределение имуществ составляет самый существенный интерес государства и должно совершаться по общему плану. Такой взгляд представляет полное извращение всех экономических и юридических понятий и отношений… смешение их ведет к коренному отрицанию человеческой свободы, к низведению лица на ступень бездушного орудия государственной власти. В действительности распределение совершается в силу прав, принадлежащих человеку… общий закон устанавливает только формы, в которых это совершается… Распределение имуществ зависит только от деятельности частных лиц и от их взаимоотношений» (Б.Н.Чичерин «Философия права», с. 267).

Судя по тезисам «Манифеста» (создание Госплана), его авторы тяготеют к плановому распределению государством. Но этим они не только повторяют большевистскую советскую власть, но поддерживают ими же проклинаемую действующую либеральную, которая регулярно государственную и частную собственность перераспределяет. Правительство Медведева ежегодно утверждало план по приватизации части государственной собственности в госкорпорациях. По плану изымалась частная собственность для проведения Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу, строительства т.н. Новой Москвы; тогда как по Конституции РФ (ст. 35) это законно только по решению суда. Я вам еще мог бы привести не один факт прямого нарушения властями РФ законных прав собственников, якобы гарантированных Конституцией. Действующая власть своей нелегитимной приватизацией уже повторила ошибку коммунистов «наоборот», и авторы «Манифеста» хотят своей национализацией сделать утроение ошибки. Им бы следовало просто в своей идеологически-экономической части переписать часть из Манифеста коммунистической партии: «Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение… во всех этих движениях они выдвигают вопрос о собственности как основной вопрос движения». Учитывая более чем печальный опыт коммунистической повальной национализации, власть худо ли, бедно ли, но узаконила государственно-частную собственность в формате госкорпораций. Проблемы «дикости рынка» отчасти снимаются посредством фискальных платежей в бюджеты, но это не решается «Манифестами» и предлагаемым ужесточением мер наказания в Уголовном кодексе (почему-то и для родственников неких коррупционеров). Пока уголовное право знает вину, а не родственные связи.

Из опыта истории известно, что революционный передел собственности — это всероссийский погром, включая гражданскую войну. Восстанут не только т.н. олигархи, но и все частные собственники. «Большевистские настроения живут в низших слоях общества» (И.А.Ильин). Электорат для авторов «Манифеста» — это «шариковы» и «швондеры», которых, хочется верить, авторам «Манифеста» поручили сверху поделить с коммунистами.

Теперь к остальным идеям новоявленного «Манифеста»: патриотизм, справедливость, правда.

Слово «патриот» изначально греческое и означает в дословном переводе «человека, который сидит на прочно унаследованной родовой земле, означает отчину и вотчину, и поэтому нашим патриотическим лозунгом должны быть два слова, объединенные одним смыслом, рожденные из одного корня: «отечество и собственность» (Петр Струве, «Отечество и собственность»). Это вовсе не буржуазный философский цинизм. Собственное, свое, унаследованное от прадедов, дедов, отцов. Это духовное чувство — отечество, родина, а не юридический факт регистрации объекта. Это отечество из прошлого в настоящее и будущее — детям, внукам, правнукам. Такое отечество защищают патриоты. У А.С.Пушкина это «дивно близкое чувство»: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Без этого чувства патриот не состоится. Такой будет наемником на чужой земле. По Марксу, пролетарий не имеет родины (и национальности). Пролетарий — наемник, враждующий с отчинами и вотчинами.

Справедливость в «Манифесте» опять метафора в стиле «это когда то-то или то-то». Богословие и от него философия знают два уровня справедливости: духовного порядка (от Бога) и земную (от государства). Евангелие советует не искать небесной справедливости на земле, где ее даже Спаситель не нашел. Земную справедливость с небесной, данной каждому по вере и делам, соединить невозможно, и все, на что способно светское государство, это манипулировать придуманной еще до нашей эры Аристотелем т.н. социальной справедливостью с ее двумя видами, уравнивающей и распределительной, которые всегда в руках приземленного законодателя. У него всегда только распределение несправедливости, и иногда поровну.

В рассуждениях о правде, которая у авторов «Манифеста» уместилась в пять строчек, будучи основной идеей «Манифеста», планка сразу задается на уровне «Русской правды» от великого князя Ярослава Мудрого (ХI век). «Русская правда» создавалась на основе обычаев воцерковляемого народа, а не на основе формальной рассудочной правовой реальности для так называемого фиктивного «гражданского общества». Веками в России христианская религия играла роль государственно объединяющей догматической идеи, исходящей из принципа соборности. «Соборное уложение», а не либеральная Конституция. Поэтому к пониманию правды вели только евангельские слова: «Ищите прежде царства небесного и правды его, потом вся приложатца вам». Такая правда в советском социалистическом обществе была под строжайшим запретом, а ее проповедники уничтожались или изолировались. В современном либерально-толерантном обществе эта правда конституционно уравнена с формой сектантской лжи (ст. 28 Конституции РФ). Это преграда для успешного превращения населения в народ. Населением руководить легче, и это может делать любой (по-ленински — кухарка; в Украине — артист и т.п.). Он все равно потенциальный претендент на законное демократическое смещение. Не хотелось бы быть навязчивым в приверженности к догматам религии, но на поверку оказались правы те историки и философы, которые утверждали, что в население народ превращает ослабление или утрата религиозных чувств как основы самосознания (то есть недостаток веры).

Современные политологи все неустройства валят на «кризис». Но это тоже слово греческое и означает суд по грехам (Св. Н.Сербский), и инвестиционный климат здесь не поможет.

«Правда, в которую верит русский народ, хранится в православной церкви» (В.С.Соловьев).

Какой народ вы собираетесь сделать? Опять политическую фикцию — советский. Но ни русские, ни украинцы, ни белорусы не согласятся. И правда у вас будет коммунистическая, комсомольская и пионерская. Такая правда, по горькому размышлению В.С.Высоцкого, «со временем восторжествует, если проделает то же, что явная (наглая) ложь». Взгляните в окно: эта «правда» уже там давно присутствует и корчит нам рожицы. За окном вперемежку с вирусом одна чума — либеральная, а вы к ней лепите еще одну — коммунистическую. Один выход, по Шекспиру: «чума на оба ваших дома».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28480 от 16 февраля 2021

Заголовок в газете: Манифест или скверный анекдот?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру