Леонид Волков стал фигурантом уголовного дела о вовлечении детей в несогласованные массовые акции и в конце января был объявлен в розыск. Ему заочно предъявили обвинение в склонении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях к совершению противоправных действий. Следствие установило видеозаписи, на которых Волков обращается к несовершеннолетним с призывами участвовать в незаконных акциях. Теперь ему грозит наказание от штрафа до реального лишения свободы до трех лет.
Эксперт «МК» Александр Волеводз - профессор Кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, МГИМО, рассказал как работают Россия и Германия по вопросу выдачи обвиняемых.
- Александр Григорьевич, какие существуют договоренности у России и Германии в вопросе выдачи обвиняемых в уголовных преступлениях лиц?
- Российская Федерация и ФРГ являются участниками Европейской конвенции о выдаче от 1957 года, а также участниками дополнительных протоколов. Но Конвенция как и все договоры о выдаче, содержит ряд оговорок, которые не позволяют выдавать некоторые категории лиц.
- Что это за категории?
- В частности, не подлежат выдаче лица, являющиеся гражданами запрашиваемого государства, лица, обвиняющиеся в совершении воинских и политических преступлений. На Германию также распространяется целый ряд ограничений, предусмотренных директивами Евросоюза. В частности Германия не может выдать граждан любого из государств ЕС.
- Волков может оказать в категории лиц, которые обвиняются в политических преступлениях?
- Во-первых, такого понятия, как политическое преступление, в российском законодательстве нет. Это оценочная позиция, и страны по-разному к нему относятся.
Во-вторых, если мы откроем Уголовный кодекс, то увидим, что преступление, которое вменяется Волкову, относится к категории преступления против семьи и несовершеннолетних.
Сложно сказать, что будет. Но нельзя забывать, что правоприменительная практика, особенно по острым проблемам, всегда является отражением политической линии государства. Германия входит в состав Евросоюза. А мы видим, что Евросоюз заявил после визита главы дипмиссии ЕС Жозепа Борреля в Россию. Здесь он выступал довольно мягко, а через три дня, находясь в Европе заявил, что с Россией вообще нельзя разговаривать.
- Как вы считает, обвинение Волкову было предъявлено адекватное?
- На мой взгляд, вполне адекватно предъявили обвинение. Я работаю со студентами и считаю, что нельзя такого делать с детьми. В целом есть все основания для запроса и для выдачи. За исключением одного «подводного камня».
- Что это за «подводный камень»?
- Одним из оснований для отказа в выдачи является слишком низкое наказание за инкриминируемое преступление. Чтобы был удовлетворен запрос о выдаче, наказание должно быть не менее года лишения свободы. Но в данном случае Генпрокуратура не может гарантировать, что суд назначит наказание, связанное с лишением свободы. Статья «вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего» также подразумевает штраф до ста тысяч рублей, исправительные, обязательные работы. Этот момент может стать основанием для отказа.
Германия может запросить у России практику назначения наказаний по этой статье. Я не знаю, найдутся ли там решения с реальным лишением свободы. Вопрос о выдаче - это штучная работа, всегда возникают какие-то дополнительные вопросы.
- На практике соглашения между Германией и Россией работают?
- В целом выдача осуществляется, сомнений нет, и страны довольно активно работаю в этой сфере. Например, в 2019 году зарубежными странами было удовлетворено 185 российских запросов. Что касается конкретно Германии, то в 2019 году ФРГ удовлетворила 12 запросов, в 2018 году - 15.
Читайте материал "Бывший зэк предрек Навальному проблемы в колонии"