Президент Азербайджана Ильхам Алиев уточнил, что теперь его страна посредством транспортной коммуникации через территорию Армении будет иметь сообщение с Нахичеванской автономной республикой. Напомним, что Нахичеванская автономная республика – это часть Азербайджана, отделенная от основной части страны территорией Армении. До карабахского конфликта Нахичевань была связана с основной территорией Азербайджана железнодорожным сообщением. Алиев также пообещал, что Армения теперь будет через территорию Азербайджана иметь железнодорожный выход на Россию и Иран.
Итоги переговоров специально для «МК» прокомментировал председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян.
- В Армении говорят, что сегодня в Закавказье реализуется новая редакция так называемого «плана Гобла». Что это за план?
- Он был предложен в 1992-1993 годах для урегулирования конфликта в Карабахе. Пол Гобл – американский дипломат, который вдруг решил стать благодетелем Армении и подарить ей Нагорный Карабах в обмен на Мегри. Как будто Карабах и так не был армянским. Тогда этот план был отвергнут, поскольку против него выступила армянская общественность. Его реализация, по сути, означала конец независимости Армении. Смычка Азербайджана и Турции сухопутным путем приведет к созданию нового тюркского государства. Это прямая дорога к тому, чтобы объединить весь тюркский мир. Естественно, нас такой вариант не устраивал. Сейчас этот план вырос в другом варианте. Это вызывает у нас серьезную озабоченность.
- Почему? Разве разблокирование коммуникаций – это плохо?
- Начнем с того, что мы остаемся в «турецком мешке». Турция и Азербайджан могут в любой момент закрыть этот проход. А у нас нет другой альтернативы. Надо уповать на добрую волю турецкой стороны.
Второе. В экономическом плане сегодня Армения не может конкурировать с турецкой экономикой. Это вызывает опасения, что наш малый и средний бизнес «утонет» в этом потоке дешевых некачественных турецких товаров. И наш большой бизнес тоже никак не может сравниться с турецким.
В-третьих, в связи с открытием этих коммуникаций произойдут серьезнейшие геополитические перемены. В 1998 году моя группа прорабатывала проект железнодорожного пути, по которому европейские грузы транспортировались бы через Украину, РФ, Абхазию и Грузию, Армению, Нахичевань и Иран в сторону Персидского залива. Этот проект вызвал большой интерес у всех партнеров, в том числе и Китая. Поскольку через Тегеран можно было бы выехать в Ашхабад, а оттуда – дорога в Китай.
Это было экономически выгодно для всех, кроме Британии. Посол Британии на встрече со мной спрашивал, не согласимся ли мы, чтобы эта дорога проходила не через Россию, а через Стамбул. Я сказал, что мы с этим согласились бы, если бы параллельно работала бы и железная дорога через РФ. На том программа и была остановлена. Сейчас это усеченная часть той программы. Она не принесет пользы Армении, а в дальнейшем не принесет пользы и России.
- Но Алиев обещает, что этот план обеспечит коммуникации России и Армении.
- Обещания - это одно, а реальность – другое. Даже в советское время поезда, идущие через Нахичевань из Армении, забрасывались камнями и приходили с битыми стеклами. То же самое было и в Азербайджане, даже во время землетрясения в Армении, когда туда шли гуманитарные грузы.
Наша историческая память мешает нам верить туркам на слово. Мы считаем, что эта программа - большая ошибка, и мы к ней не готовы, исходя из наших экономических и социальных условий.
И последнее. Мы не можем смириться с тем, что Пашинян заявил на пресс-конференции, что ему не удалось решить вопрос военнопленных, без вести пропавших и обмена телами погибших. Это унижение, которое он, видимо, сам не осознает. Если не решен вопрос, который должен был быть уже решен за два месяца, то невозможно подписывать следующее заявление. До того, как что-либо подписывать, ему надо было настоять на выполнении этих договоренностей. Сегодня в Армении это взывает серьезнейшее возмущение.
- Алиев настаивает, что разблокировка транспортных коридоров выгодна и Армении. Так ли это и есть ли какой-то альтернативный путь для прохождения коммуникаций?
- У нас была возможность выехать в сторону Карса через армянский город Гюмри по железной дороге, которая не работает 30 лет, поскольку Турция объявила блокаду Армении после начала конфликта в Карабахе. Через Гюмри мы выезжаем по железной дороге к границе Нахичевани, проезжаем ее, выезжаем снова на территорию Армении, это Сюникская область. Затем через город Мегри поезда могут попасть в Азербайджан (это так называемый «мегринский коридор»). Армения таким же путем может выходить через Азербайджан в Россию. Но для нас это пустые обещания, потому что все это может быть застопорено. Мы знаем, что Турция под любым предлогом будет продвигать свою глобальную программу объединения тюркского мира.
Читайте также: "Пашинян и Алиев у Путина обменялись одним словом"