Однако Лукашенко подчеркнул, что внесение поправок в Конституцию может произойти только на референдуме: «Поправки в Конституцию, может быть, если делегаты (ВНС - МК) будут готовы к этому, будут обозначены. А внесение их будет исключительно на референдуме». А на вопрос о сроках проведения референдума ответил: «Это мы объявим на Всебелорусском народном собрании, но, думаю, в течение года мы сможем разработать проект новой Конституции. И думаю, что к концу будущего года (то есть 2021 - МК) проект новой Конституции будет готов. И тогда на референдуме люди определят, быть новой Конституции или не быть».
По просьбе МК эти слова Лукашенко прокомментировал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
- Журналистка Аскер-заде дважды прямо задала Лукашенко вопрос: а что же будет в этой новой Конституции, какие изменения будут внесены? И дважды Лукашенко прямо и откровенно уходил от ответа. Он говорил о том, что Конституция будет приниматься всенародным референдумом, что над ней будут работать. До конца 2021 года вроде бы должен появиться текст. Интервьюер снова задает вопрос: а что же там, в конце концов? И снова он «уплывает» от ответа. Это значит, что ему нечего сказать тем людям, которые ждут реальных изменений в стране на основе новой Конституции. Видимо, ничего принципиально нового, того, что от него ждут, он туда включать не собирается.
- Тогда зачем все это Лукашенко?
- Он тянет время, это раз. Второе, он делает это под откровенным и достаточно серьезным давлением с нашей стороны. Путин после каждой встречи говорит: а вот хорошо бы конституцию поменять и провести политическую реформу. Приезжает к нему Патрушев. О чем они там говорят, никто никогда узнать не должен. Но на выходе он опять говорит, что необходимо провести политические изменения. То есть Россия его явно подталкивает, а он тянет время, чтобы все успокоилось. Понятно, как он будет формировать это Всебелорусское собрание, которое будет утверждать тот текст, который представят народу на референдуме. Серьезного обсуждения там не будет.
- Но уже во время проведения ВНС станет понятно, что в этом тексте?
- Да, если он к тому времени будет. Обратите внимание, сколько лет нам рассказывают о том, как идет напряженная и целенаправленная работа над Конституционным актом Союзного государства. И никто этот текст пока не видел.
- Но российское руководство тоже прямо не говорит, каких изменений оно хочет в белорусской Конституции.
- Москва говорит о выборах, об обновлении власти. А Лукашенко этого явно не хочет. Он говорил об этом, когда на улицы выходили сотни тысяч. А когда количество протестующих уменьшилось, он все реже об этом вспоминал. В этом интервью он ни слова не говорит о своем уходе, о выборах. Будет референдум. Все. Он считает, что он «отметился» и свои обещания выполнил.
Читайте также: Лукашенко назвал сроки Конституционной реформы: «К концу будущего года»