Оценивая последствия 2020 года, официальные лица в ООН и других международных организациях рисуют мрачную картину: человечество ждёт голод библейского масштаба, дальнейший рост эпидемии и эскалация насилия на всех уровнях - от бытового насилия до войн между государствами. Отношения между странами крайне обострились из-за экономического кризиса, вызванного международным закрытием границ и другими ограничительными мерами.
В 2020 году война прокатилась по Ближнему Востоку, Северной и Центральной Африке. Обострилась обстановка в Центральной Азии. На грани конфликта оказались три ядерных державы: Индия, Китай, Пакистан.
С ростом насилия столкнулись многие страны, а многим - предстоит столкнуться. Об этом в интервью «МК» заявил военный эксперт Алексей Валюженич.
- Настоящим «открытием» уходящего года стало обострение в треугольнике Китай – Индия - Пакистан. В случае с Индией и Китаем, вроде как, обошлось без жертв, но с другой стороны - участники конфликта направили к границе крупные армейские силы. Более, чем крупные. Готовы ли они их использовать - это второй вопрос. Но такого не было давно, и ситуация особо не разрядилась с тех пор.
А в случае с Пакистаном дело пахнет большой войной. Весь год обе стороны обмениваются обстрелами пограничной зоны. С этой эпидемией в Индии активно разжигаются антиисламские настроения. Ну, и бонусом ко всему этому явное желание Турции вмешаться в конфликт на стороне Пакистана. Так что здесь стоит ждать новых обострений в первую очередь.
- США собираются выводить войска из Сомали, Афганистана, Ирака. Это приведет к росту насилия?
- Во-первых, тут любимая американская игра «вывести нельзя оставить» - запятые расставьте сами. То ли выводят, то ли нет. В Афганистане они действительно намерены сократить контингент. Итог тут очевиден. Рост влияния «Талибана» (запрещенная в России организация), новый виток вечного афганского конфликта. Кстати, не надо думать, что это от нас далеко. В Таджикистане наши военные объекты, почти у самой афганской границы.
В Ираке все только выдохнут с облегчением, когда оттуда уйдет последний американский солдат. В Сомали они не покидают регион, они будут базироваться у границ этой страны. Так что тут вряд ли что-то изменится.
Из Сирии они уходить вообще не собираются, что, в свою очередь, как раз и затягивает войну, а не наоборот. Вот если что действительно грозит крупными проблемами, так это политические решения Белого Дома.
- А именно?
- Например, недавняя сделка между Марокко и Израилем о взаимном признании. Я говорю сделка, потому что США заплатили Марокко за признание Израиля тем, что признают за страной оккупацию региона Западной Сахары. Это уже вызвало постепенное возобновление военного конфликта в регионе. Фронт освобождения Сахары (Фронт «Полисарио») активизировался. За ним стоят Алжир и, по слухам, Иран. Масштабное вторжение Марокко может повлечь реакцию Алжира и полномасштабную войну. А всё из-за желания США любой ценой сделать книксен в сторону Израиля.
- В Африке ведь ожил еще один региональный конфликт, в Эфиопии.
- Да. Это вопрос отдельного большого разговора. Если кратко, то повстанцы в штате Тыграй восстали против федерального правительства страны. Конфликт там назревал давно и вот результат. Фронт освобождения Тыграя получает поддержку от арабских стран, потому что им выгодно давить на Эфиопию. В случае военного разгрома сил Фронта, они перейдут к террористической борьбе, что сделает Эфиопии только хуже.
- Ждать ли нам новых войн от Турции?
- Я уже сказал, что Турция нацелилась на конфликт в Пакистане, Ливии, Сирии, Ираке. Теперь еще одна цель - Иран. На западе у них перманентная «холодная» война с Грецией. Словом, Турция и ее военная машина еще долго не пропадут из телеэфиров. Раз мировое сообщество решило закрыть глаза на действия Эрдогана в Карабахе - он будет действовать дальше, больше и активнее.