Вступится ли Россия на этот раз за журналиста и общественного деятеля?
О том, кто такой Роман Манекин, в ДНР узнали шесть лет назад, в самом начале «Русской Весны».
Гражданин России, профессор МГУ, аккредитованный при МИД РФ публицист, променявший спокойную жизнь в Москве на весьма беспокойную в Донецке, своей малой родине. На Донбассе к нему относились по-разному, но одного отрицать было нельзя - в любой момент дня или ночи Роману можно было позвонить и узнать все, что происходит на передовой, он всегда резал правду-матку, иногда весьма нелицеприятную для власти непризнанной республики. Первый раз Роман Манекин был арестован ещё при жизни бывшего главы ДНР Александра Захарченко, осенью 2017-го.
Незадолго до этого он рассказал «МК» о том, как «на подвалах» в Донецке без суда и следствия томятся сотни россиян, бывших добровольцев.
Вскоре неизвестные силовики ворвались в донецкую квартиру журналиста и увезли его вместе с супругой — женщину быстро отпустили, последнее, что она поведала - мужа избивали у нее на глазах прикладами автомата. О том, что это не местные бандюки или украинские диверсанты, свидетельствовал тот факт, что незнакомцы заявились к Роману вместе с полицейскими, которые и провели обыск.
Изъяли флешки, компьютерные файлы, перетряхнули записи в блокнотах — судя по характеру оперативных мероприятий, пытались найти и изъять самое важное, что есть у любого журналиста, информацию.
Несколько дней знакомые и друзья были уверены, что больше не увидят Манекина живым. Однако в его защиту неожиданно выступила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, она потребовала найти пропавшего журналиста, между прочим, гражданина России.
Сразу после этого Роман вернулся домой. Живым. Но со сломанной ногой. Никакого обвинения ему предъявлено так и не было. Дело просто спустили на тормозах. Я была уверена, что после случившегося он уедет в Россию. Есть ли смысл оставаться в непризнанной республике, силовики которой открыто дают понять, что ты здесь - лишний, не нужный, с их точки зрения, враг, мешающий строить светлое будущее?
Я думаю, Манекин действительно мог покинуть ДНР, и не раз. Но он почему-то предпочёл остаться. Хотя для этого пришлось разойтись с женой - преследования спецслужб разрушили этот брак, так как под угрозой находился не только сам Роман, но и его любимая женщина.
Я давно не слышала о Манекине. Наверное, несколько лет его посты не попадались мне на глазах в соцсетях. Честно говоря, подумалось, что он успокоился, уже не было в живых Александра Захарченко, Порошенко сменил Зеленский, слишком многое изменилось и на самом Донбассе, и на Украине, и в России.
Идеи «Русской Весны», увы, давно вышли из моды. Да и сам мятежный юго-восток давно не на первых страницах мировых СМИ. Последние герои, которые тогда, шесть лет назад, надеялись на лучшее будущее для своей республики, связывая ее с Россией, лишились своих иллюзий.
После одной из моих статей о нынешней жизни в ДНР, где я предположила, что Манекин, как многие ныне, стал осмотрительным и осторожным обывателем и больше уже не критикует существующие в ДНР недостатки, он неожиданно ответил.
«С тех пор меня ещё дважды захватывали, причем, в первый раз, те же УБОПовцы, что брали (и избивали) в 2017 году. Разве это говорит о моей, как вы выразились, "осмотрительности"? В данный момент в суде находится протокол об административном правонарушении и два иска с моей стороны. Плюс угрозы расправы со мной и членами моей семьи. Плюс отказ в трудоустройстве моей жене в школе, в связи с тем, что она - жена Манекина Р.В. (Кстати, в школе, где учатся дети Морозовой Д.В., уполномоченной по правам человека ДНР и Пушилина Д.В.). Все случаи поставлены на контроль миссии ООН по правам человека, работающей в Донецке и Луганске.
В 2017 году я просидел в ИВС (не в СИЗО) свыше месяца. Больным, с поломанной ногой. С тех пор плохо хожу.
Прессинг не ослабевал ни на минуту, на самом деле. Просто формы были разными в каждый отдельный момент времени.
Моя позиция неизменна на протяжении всей жизни: Донбасс - это Россия, и правовая ситуация здесь должна быть такой, как в Москве. Ни градусом ниже! Для этого и приехал в Донбасс в марте 2014 года. Это - жизненное убеждение. Пусть ОНИ проявляют осмотрительность. Это - в их интересах. И в интересах населения Донбасса».
В очередной, уже третий раз, Роман Манекин исчез в обед 25 декабря (пятница прошлой недели), с тех пор его техника и телефоны не выключались, на некоторых аккаунтах даже продолжалась активность. Затем были опубликованы новости о его контактах с украинскими спецслужбами - якобы, все эти годы он работал на Украину и получал за это деньги.
Факт официального задержания подтвердила пресс-служба МГБ ДНР.
«МГБ ДНР проверяется появившаяся в открытых источниках информация о возможном сотрудничестве гражданина Манекина Романа Владимировича 1965 года рождения с установленным агентом спецслужб Украины Станиславом Асеевым в ущерб интересам государственной безопасности республики», — сказано в пресс-релизе.
Несмотря на поднявшийся информационный шум, по словам источников, близких к силовым структурам, подтверждённого состава преступления и доказательств связей российского журналиста с СБУ нет. Переписка, якобы подтверждающая контакты Манекина с украинским агентом, могла быть сфальсифицирована после взлома его аккаунта в соцсетях. А якобы обнародованная плата за работу на СБУ (порядка 2000 евро) на его счетах, уже опубликованных в соцсетях, найдена так и не была.
Арест Романа Манекина совпал по времени с болезнью его отца, находящегося в больнице в крайне тяжёлом состоянии. Медики оценивают его положение как критическое - из-за возраста и наличия системных заболеваний. Понятное дело, что здоровье отца - то слабое место, на которое можно давить, чтобы выбить из подозреваемого какие угодно признания.
«Складывается впечатление, что ряд сотрудников спецслужб откровенно отрабатывают на врага, на ровном месте создавая уязвимости для государства в будущем, моделируя несуществующие конфликты и общественно резонансные прецеденты. Которые в ближайшем будущем легко могут быть реализованы на международной арене для дискредитации Республики и России в целом», - уверены сторонники Романа Манекина.
В украинских СМИ откровенно злорадствуют, что правильно поступают в ДНР, вычищают своих, фактически сами силовики Донбасса и выполняют работу СБУ. Даже делать ничего не нужно.
Все эти шесть лет мы были знакомы виртуально, по телефону, по сообщениям. Я не во всем была согласна с Манекиным, с его общественной позицией, выступлениями, оценкой ситуации в ДНР и ее отношениями с Россией, но уверена - он не шпион. А вот кто те, кто его опять посадили?