Может ли такая украино-турецкая «оборонная смычка», в конце концов, закончиться таким бартером: мы вам – двигатели, вы нам – ракеты? Потребуется ли России в этом случае дополнительно укреплять свою ПВО, если на соседней территории развернут сотни украино-турецких «Томагавков»? На эти вопросы ответил военный эксперт.
Пока об этом турецко-украинском ракетном проекте известно лишь то, что Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко подписало с Анкарой контракт на 12 двигателей. Они должны быть поставлены заказчику уже в следующем году. Масса двигателя - 61 кг, максимальная тяга – и 310 кгс, при этом дальность новой ракеты планируется порядка тысячи километров.
Одновременно с этим КБ «Прогресс» заказал изготовление комплектующих для турбореактивных двигателей МС-400, которые стоят на украинской ракете «Нептун». Именно с помощью этой ракеты ранее ряд украинских политиков грозились разрушить Крымский мост. Судя по всему, теперь, после турецких денежных вливаний, Украина сможет начать производство еще одной ракеты.
Запорожское МКБ «Прогресс» хорошо знают в России. Двигатели Д-18 разработки этого КБ стоят, например, на тежеловозах Ан-124 «Руслан», и заменить их пока нечем. Еще запорожские движки стоят на самолете-амфибии Бе-200, пассажирском Ан-148, на большинстве российских вертолетов марки «Миль» и «Камов». Создавало это КБ малоразмерные двигатели для российских крылатых ракет. Так что опыта ему не занимать.
В то же время анонсированный украино-турецкий ракетный проект далек от реализации, считают военные специалисты.
- На сегодняшний день, - заявил «МК» военный эксперт полковник запаса Сергей Хатылев, - исходя из того состояния работ, которое имеет Украина по двигателю, а Турция – по самой ракете, речь можно пока вести лишь о создании опытных образцов. Их появление намечено на 2021 год. Затем должны еще пройти испытания: сначала опытные, потом серийные. То есть непосредственно до запуска в серию этого изделия пройдет еще 2-3 года.
Кроме того, считает эксперт, к 2024 году эта ракета, скорее всего, не сможет подтвердить заявленную дальностью в 1000 км.
- Дело в том, - поясняет полковник Хатылев, - что в свое время этот мотор собирались купить израильтяне, он ведь заявлен как двигатель «для беспилотников и высокоточных средств поражения». Тут главный принцип: чтобы самим не заморачиваться, взять, где дешевле и проще. Для Турции это сейчас особенно важно, так как она теперь находится под санкциями, и такой двигатель для нее никто другой делать не возьмется – побоятся попасть под гнев США.
Известно, что армянское лобби в США и Канаде добилось запрета на поставку Турции канадских двигателей для беспилотников «Байрактар». Другие страны также после Карабахской войны отказались поставлять Турции комплектующие для дронов. Поэтому турки хотели бы использовать уже готовую двигательную установку. Но у украинцев то, что было отработано на «Нептуне» - это всего лишь двигатели с дальностью 300-350 км. Значит, потребуется доработка. А это – дополнительные средства. Так что это еще большой вопрос – сможет ли турецкая ракета быстро подтвердить заявленные характеристики по дальности в 1000 км
Кроме того, считает эксперт, следует еще учитывать, что речь идет всего о 12 двигателях, а это – ограниченная партия, а не массовое производство. К тому же бартер тут предполагается не такой: двигатели в обмен на ракеты, а совсем другой.
- За эти 12 двигателей, - поясняет Хатылев, - Турция должна расплатиться с Украиной своими беспилотниками, которые нужны Киеву для готовящегося наступления украинской армии на Донбасс. И здесь уже вырисовывается картина разных временных характеристик. То есть беспилотники Украине нужны сегодня, и как можно быстрей. При этом расплачиваться за них с турками они собираются потом, когда доработают свои движки под их требования. А этого может вообще не произойти.
То есть мы вам - стулья, вы нам – деньги, но деньги вперёд. Понимают ли это турки? Наверное, да. Они же те еще торговцы. Но и это еще не все. Главное, пожалуй, что Запорожский машиностроительный завод, который должен их выпускать, находится в таком состоянии, что он не способен сегодня делать по 100 и более двигателей ежемесячно, чтобы поставлять их в Турцию. Так что вопрос о массовом выпуске ракет вообще не стоит.