-Василий Васильевич, что из военного времени чаще всего вспоминается?
-Иногда вспоминается. В основном то, что связано с полетами на боевые задания. У меня все-таки ни мало ни много 307 боевых вылетов было в годы войны. Бывало всяко. Один на один не похож.
-Вы начали воевать в 41-м?
-Да, я во фронтовой полк прибыл в начале декабря 1941 года. До войны я был инструктором в резервном полку под Воронежем. Мы занимались подготовкой молодых летчиков для строевых частей. Когда началась война, стали готовить летчиков для фронта и отправляли в части.
Когда немцы приблизились, на воронежский аэродром стали садиться другие авиачасти. Нам было трудно уже работать. Полк перелетел за Волгу, в Бузулук. Готовили летчиков там.
Оттуда я на свой страх и риск, без спросу, сел на транспортный самолет, который шел во фронтовой полк, и улетел с одной только летной книжкой. Полк только формировался. И меня все-таки в него приняли. Так я остался на фронте.
-Какой период войны был самый трудный?
-Морально, конечно, тяжело было в начале войны. Я никак не думал, что война будет затяжной, что это надолго. Наивные люди мы были. Я был уверен, что в течение короткого времени мы отбросим их всех за пределы границ, и на этом война закончится. Даже немножко боялся в первые дни, что мне ничего не достанется (смеется). Потому что наш полк инструкторов Сталин своим приказом потребовал держать незыблемо, нам заниматься своим делом, и ни к каким фронтовым делам нас не привлекать. Так что у меня была такая перспектива – учить других летать.
-Вы, наверняка, помните разные периоды нашей истории - предвоенные годы, военные, послевоенные, «холодную войну». Сейчас вот многие говорят о том, что война против нас может начаться вот-вот. У вас нет такого ощущения?
-Нет, у меня такого ощущения сейчас нет. Мне кажется, что те, кто говорит о войне с нами, они все-таки понимают последствия такой войны. С таким оружием, которое есть у нас, рассчитывать на какие-то военные успехи в бою с нами очень трудно. Потому что у нас есть средства и возможности достать любого противника и покарать за его неосмотрительность.
-Я как-то давно беседовал с дважды Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Одинцовым. И он рассказывал мне, что после войны Сталин планировал наступление на США через Аляску. Для этого на Чукотке и Камчатке создавалась большая группировка войск и авиации. Но после от этих планов отказались. Вы не слышали об этом?
-Нет, когда я был командующим Дальней авиацией, таких планов уже не было. Я этого не ощутил. Там у нас были аэродромы. На Земле Франца Иосифа, на Северной Земле, в Тикси, Запасные аэродромы развивались. Бетонный аэродром был в Анадыре. Он и сейчас функционирует. Но полки мои там не базировались.
Я очень интересовался этими аэродромами. Сам летал и даже садился на лед Охотского моря. На всякий случай хотел проверить, как это будет, если придется вдруг посадить свои самолеты где-то на лед. Все получилось.
Наиболее благоприятные условия для полетов там в апреле. Я все время там искал площадки для того, чтобы при каком-то сложном, тяжелом случае, например, при отказе двигателя, наши летчики могли бы там «присесть».
-Как вы оцениваете развитие дальней авиации в наши дни? Например, возобновление производства Ту-160 в Казани, модернизацию Ту-95МС, Ту-22М3.
-Я считаю, что Дальняя авиация развивается вполне нормально. Когда я командовал, удалось перевооружить авиаполки туполевских бомбардировщиков Ту-16 и 3М разработки КБ Мясищева на новую технику. Появились Ту-95, Ту-22. Сейчас преобразили Ту-95. У меня они были бомбардировщиками, а сейчас стали ракетоносцами. Это совершенно другой тип машин.
Сейчас очень хорошее вооружение у Дальней авиации. Это и Ту-22М3, и Ту-160 с хорошими перспективами на дальнейшую модернизацию и совершенствование, и Ту-95МС.
Преображенный Ту-95МС имеет много достоинств, в сравнении с другими машинами. Он турбовинтовой. Более экономичный в полете. Огромная дальность без дозаправки топливом в воздухе. А они могут и дозаправляться. Берут мощное вооружение. Это хорошая машина. Я любил ее больше других.
-Василий Васильевич, с наступающим Днем Дальней авиации и скорым Новым годом! Здоровья, Вам, и сил!