Законопроект попал в Госдуму еще в 2017 году за подписями группы депутатов и сенаторов, которые хотели заставить все соцсети создавать свои представительства в России и зачищать страницы пользователей от запрещенного контента под угрозой суровой административной ответственности. Был принят в первом чтении в апреле 2018 года, а потом забыт на 2,5 года. И вот он, доработанный ко второму чтению, 21 декабря неожиданно появился в повестке думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи!
Глава комитета Александр Хинштейн («ЕР») заявил, что «порядок во Всемирной паутине наводится не в том смысле, что мы пытаемся ограничить свободу и демократию, а в том, что пытаемся установить четкие правила». «Мы выходим на сбалансированное решение», — сказал один из авторов законопроекта Сергей Боярский («ЕР»): по его словам, соцсети сейчас — это «источник информирования, конкурирующий с традиционными СМИ и иногда превосходящий их», и теперь Роскомнадзор будет вести специальный реестр работающих на российскую аудиторию площадок с ежедневным числом пользователей более 500 тысяч человек.
В первом чтении планка устанавливалась в 100 тысяч ежедневных пользователей, но с тех пор много воды утекло. От планов заставить всякие там Facebook или Instagram создавать здесь свои представительства власти решили отказаться. Но вот обязанность попавших в реестр соцсетей самостоятельно искать размещенный пользователями запрещенный контент и ограничивать доступ к нему осталась.
Перечень информации, распространение которой на сайтах или страницах сайтов владельцам соцсетей придется «не допускать» или «мониторить», очень длинный. Тут и детская порнография, и призывы к терроризму и экстремизму, и «материалы, содержащие нецензурную брань», и пропаганда наркотиков, и дискриминация, в том числе и «в связи с политическими взглядами», и нарушение правил агитации на выборах, и призывы к несанкционированным уличным акциям, и неуважение к органам власти и госсимволам и т.д. и т.п. То есть они должны будут отслеживать все, что обычно отслеживают правоохранительные органы, Росздравнадзор и Роскомнадзор.
До сведения пользователей администрация сети будет обязана довести адрес электронной почты, куда можно обратиться с претензиями, и ежегодно публиковать отчет о мониторинге, поступивших обращениях и реакции на них. Получив обращение гражданина с требованием ту или иную противозаконную информацию убрать, соцсеть должна ограничить к ней доступ, а если засомневается в оценке материала — в течение суток может обратиться в Роскомнадзор. Тот (тоже в течение суток) перенаправит запрос в соответствующее ведомство для проведения экспертизы. Пока ответ не придет, сомнительная информация останется недоступной.
«Правильно я понимаю, что какой-то пользователь может потребовать заблокировать нецензурную брань в песнях Шнура (Сергей Шнуров. — «МК»)?» — спросил Андрей Свинцов (ЛДПР). «Не нужно читать буквально наше предложение, как полный запрет нецензурной брани, мы прекрасно понимаем, что вычистить всю ее из комментариев невозможно, и лишь призываем соцсети это делать», — ответил г-н Боярский.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян в разговоре с «МК» обратил внимание на то, что в этом законопроекте «наше государство хочет избавиться от собственных обязательств защитить граждан от противозаконного контента и возложить все это на плечи интернет-платформ». Россия в этом смысле не уникальна, напоминает юрист, «такие попытки предпринимаются и в ЕС, и в США». Но в целом «ситуация складывается шизофреническая», считает он: роль арбитра в оценке законности или незаконности информации отдается тем самым платформам, по поводу которых сейчас принимается закон о блокировке за удаление какого-то контента, который они удалили в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. К тому же новые правила «зацементируют» нынешнюю ситуацию, полагает г-н Казарян: соцсети-гиганты вполне могут себе позволить все модерировать сами, у них достаточно денег и людей, а вот новые российские стартапы окажутся в трудном положении…
Адвокат правозащитной группы «Агора» Станислав Селезнев считает положительными требования к соцсетям ежегодно публиковать доклад об обращениях граждан и реакции на них. «Власти наконец-то признают свою неспособность контролировать Интернет без помощи со стороны бизнеса», — согласен он. И предупреждает: «цензура сервисов остается цензурой, и можно ожидать, что они будут перестраховываться, удаляя острые комментарии, хотя в целом предлагается более гуманный способ вмешательства в свободу выражения по сравнению с работой Центра противодействия экстремизму и ФСБ», чью работу, впрочем, никто не отменяет. В общем, «на дискотеку вместо милиции горком партии прислал вахтеров» — такими словами оценил суть законопроекта г-н Селезнев.