«Сложно представить, что отношения могут быть хуже, чем сейчас», - сказал он в интервью, которое размещено на YouTube-канале Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Ученый характеризует их как абсолютное недоверие, полное отсутствие уважения и понимания. Он считает, что это способно привести к трагедии, «если сегодня мы окажемся в одной из тех многочисленных опасных ситуаций, которые складывались в прошлом, когда ядерное оружие могло быть использовано случайным образом из-за ошибки в расчётах и неверной оценки ситуации».
Уильям Поттер напоминает: в 1995 году мир уже стоял на пороге ядерной войны, которая могла начаться между Россией и США по ошибке. Тогда, говорит Поттер, «у берегов Норвегии учёные запустили исследовательскую ракету, которая изначально была принята российской командно-контрольной системой за баллистическую ракету, запущенную с подводной лодки США».
Действительно, сегодня уже мало кто помнит ту историю, в результате которой Россия чуть было не нанесла ядерный удар по территории США. Тогда мир от ядерной катастрофы спасло банальное российское разгильдяйство – президенту Ельцину просто не успели доложить о деталях инцидента, и потому он сразу никак на него не отреагировал.
В 1995 году события развивались так: 25 января на командный пункт российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) поступил сигнал о том, что с территории ракетного полигона на норвежском острове Андейа стартовала ракета. По своим боевым характеристикам она была опознана как американская баллистическая ракета UGM-133А. Российское командование этот пуск всерьез оценило как подготовку одного из вариантов ядерного нападения США на Россию, во время которого удар UGM-133А должен был «ослепить» российскую СПРН.
Понятно, что при той пламенной дружбе, которую демонстрировали на тот момент президенты США и России, о ядерной войне всерьез никто не думал. Командование российского Генштаба было в замешательстве, потому, видимо, с докладом президенту и задержалось, что в результате оказалось даже к лучшему.
Правда, наши ракетные войска стратегического назначения были сразу же приведены в полную боеготовность. А Ельцин, узнав о случившемся, впервые за всю историю страны по прямому назначению использовал так называемый президентский «ядерный чемоданчик» - связался по нему с военными, чтобы обсудить, как ему поступать.
Но в результате все быстро выяснилось: четырехступенчатая ракета Black Brant XII оказалась метеорологической. С нее должны были передаваться данные о северном сиянии из трех различных точек в районе Шпицбергена, Аляски и Андейе. Причем это была уже не первая ракета такого класса, хотя и одна из самых крупных, запущенных с этого полигона на высоту 1500 км. Так что для ученых, следивших за ее исследовательским полетом, позже стало полной неожиданностью, что старт их Black Brant XII чуть было не положил начало 3-й мировой войне.
- Боюсь, если бы аналогичный инцидент произошёл сегодня, - делает вывод Уильям Поттер, - при полном отсутствии доверия между Россией и США, всё могло бы закончиться совсем иначе.