И вы знаете что? У ВВП даже есть реальный шанс эти завышенные цены победить, не создавая при этом привычного советского эффекта пустых полок и не вводя в экономике командные методы управления. Чтобы заслужить одобрение избирателей (напоминаю, что в следующем году у нас грядут выборы в Государственную Думу), лидеру страны очень важно грамотно выбрать себе врага. В данном случае у Путина это, похоже, получилось.
Несколько лет тому назад одного знакомого на непродолжительное время назначили министром в Евразийскую экономическую комиссию. Отправившись в гости в его новые начальственные служебные апартаменты, я был поражен их роскошью: такого размаха нет даже у большинства российских федеральных руководителей. А еще показалось, что элегантность министерского кабинета была обратно пропорциональна объему реальной власти его хозяина.
Все мы знаем, чем занимаются министры российского правительства. Но вот что такое «евразийские министры» и «с чем их едят»? Даже несмотря на мой традиционный интерес к теме экономической интеграции бывших советских республик, ответ на этот вопрос во многом оставался загадкой — но только до тех пор, пока Владимир Владимирович не впал в гнев из-за завышенных цен на подсолнечное масло.
Прожив первые шестнадцать с половиной лет в гордом статусе гражданина Советского Союза, я с младых ногтей выучил закономерность: если высокое кремлевское начальство в ручном режиме берется понижать цены на продукты, то цены начальства, конечно, слушаются, но вот сами продукты имеют свойство исчезать в туманной дали.
Поэтому первый вопрос знающим людям звучал так: можно ли избежать этого неприятного эффекта? Ожидая ответа «нет, нельзя», вместо этого я получил ответ «можно — особенно, если подключить Евразийскую экономическую комиссию». Вот объяснение, что это такое и зачем ее подключать. Далеко не все граждане РФ это знают, но Россия вместе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией входят в единое таможенное пространство. Руководит этим пространством та самая Евразийская экономическая комиссия во главе с экс-премьером Белоруссии Михаилом Мясниковичем.
Или, вернее, делает вид, что руководит — ведь если бы такое руководство имело место на самом деле, то обитатели роскошных кабинетов комиссии уже давно бы «подкрутили» соответствующие таможенные тарифы на озаботившие Путина виды продовольственного сырья — ввели бы заградительные пошлины на их экспорт и широко распахнули бы двери для их импорта. В соответствии законом спроса и предложения, внутрироссийские цены на данные товары не имели бы другого выхода, кроме как устремиться вниз.
Но евразийские министры и их российские федеральные коллеги эту ситуацию благополучно проспали. Вот почему у Путина появилась одновременно и необходимость, и возможность скомандовать ценам: а ну-ка, вниз упали, но при этом не отжались!
По словам экспертов, у правительства РФ есть возможность выполнить президентское повеление и используя чисто внутрироссийские экономические методы. Но самое правильное — это все же задействовать Евразийскую экономическую комиссию. Впрочем, согласитесь, это все детали. «Дорогим россиянам» не столь уж важно, как именно рыцарь в сияющих доспехах Владимир Путин будет опускать цены на подсолнечное масло. Не столь это принципиально и для самого Владимира Владимировича. Главное в том, что президент скомандовал, а цены подчинились. И рядовым гражданам будет приятно, и на большой путинской пресс-конференции будет о чем поговорить. Ну а евразийским экономическим министрам можно порекомендовать поменьше спать. И, кстати, интересно: что еще они проспали, кроме взлетевших в поднебесье цен на сахар?