В Минске будут судить за флаг 87-летнюю чемпионку СССР

Елизавета Белая: "Я в общем-то взяла огонь на себя"

В Белоруссии будут судить 87-летнюю Елизавету Белую за бело-красно-белый флаг, который она повесила в собственной квартире. Во время войны женщина чудом спаслась от нацистов. А в 1950-х стала чемпионкой и рекордсменкой БССР и всего Союза по пулевой стрельбе. Теперь же власти пытаются сделать из нее преступницу. Мы поговорили с ней об этой ситуации и ее отношению к протестам.

Елизавета Белая: "Я в общем-то взяла огонь на себя"
Фото: Telegram-канал "Наша Нiва"

Разбирательство пройдет 15 декабря в Октябрьском районном суде. Об этой ситуации мы узнали от ее племянника Александра. "Если говорить о нацизме, который якобы олицетворяет бело- красно-белый флаг, то бабушка едва всей семьей не попала в гетто. Вместе с моей бабушкой Фрумой и моим отцом Валерьяном они смогли убежать из Витебска на последнем эвакуационном поезде в июле 1941 года, и поэтому не были убиты нацистами. А 16 наших родственников Шейниных были убиты в Витебском и Бешенковическом гетто. Еще трое Шейниных, ее родные дяди, погибли на фронтах войны с оружием в руках. Поэтому с нацизмом у тети Елизаветы свои счеты", - написал он на своей странице в Facebook.

О том, что произошло, нам рассказала сама Елизавета Яковлевна:

- Флаг у нас висел на балконе. Мой сын ходил по выходным на митинги, а я ходила по понедельникам. После того, как моего сына арестовали, мы дома забеспокоились и решили флаг убрать. А в понедельник уже пришел участковый. У него оказались фотографии, на которых была запечатлена часть дома, куда попало наше окно. Участковый сказал, что нужно составить протокол, и я сказала, чтобы оформляли на меня. Я в общем-то взяла огонь на себя.

- Участковый сразу согласился оформить протокол на вас?

- Против участкового я ничего против не имею, и мне даже показалось, что он человек сочувствующий. Это его работа, он зарабатывает и содержит семью. Мне показалось, что он не из тех, кто избивает людей и прочее. Когда составляли протокол, я даже не читала, что он написал и все подписала. Но он ушел и не оставил второго экземпляра. Он сказал, что ему придется отправить это в суд. Но попросил не волноваться и думает, что, учитывая мой возраст, мне ничего не будет. Через несколько дней пришел снова, и принес еще бумаги на подпись, якобы для копии. Но там было гораздо больше листов, чем в первый раз. Не знаю, почему я к нему прониклась таким доверием, что даже не прочитала, что же там было. Меня потом ругали, что мало ли, что там было и в каких теперь преступлениях меня могут обвинить.

- А что сейчас с вашим сыном?

- Слава богу, Женя завтра выходит. Ему дали 15 суток, потому что это было второе задержание. Сказали, что он оказывал сопротивление. Ну какое может быть сопротивление? Когда к тебе сзади подходят неизвестные люди и хватают за руки, ты невольно можешь руку отдернуть.

Сейчас мне звонят и из Америки, и из Израиля. Разные СМИ. Все обо мне знают. В общем, я неожиданно для себя стала известна. Хотя было время еще в Советском союзе, когда я тоже была известна, но это по линии спорта. Много людей собираются идти на суд меня поддержать. Я им говорю, что их туда даже не пустят. Все же прекрасно понимают, какие у нас сейчас суды.

- Какие у вас ожидания от суда? Вам не страшно?

- Двенадцать лет тому назад я перенесла операцию на сердце, мне поставили четыре шунта. У меня перед этим был обширный инфаркт, а потом я решила оперироваться. Около года я стояла в очереди в нашу больницу и все уже было готово, но в последний момент мне отказали. В итоге, брат оплатил мне операцию в Литве за очень большие деньги. Вот благодаря ему я дожила до такого возраста. Врач тогда сказал, что я поживу еще 8-10 лет, а там как получится. Ну вот я и живу, как получится. Вряд ли мне разрешат, но я хочу попросить судью дать мне хотя бы полминуты. У меня подготовлена большая речь, но я хотела бы успеть сказать, что «ваш президент» (отдельно сделав упор именно на это определении) под бело-червонно-белым флагом давал присягу и два года ходил под ним. Теперь же он сажает за это людей. Вот какой он хамелеон.

- Когда вы первый раз вышли на акцию протеста?

- Это было в августе, когда уволили учителей, которые работали в этих комиссиях и правильно посчитали голоса. Оказалось, что до 90% людей были против Лукашенко. Учителей уволили только за то, что они правильно посчитали. Я по образованию учитель русского языка и литературы и меня это очень возмутило. А потом стала ходить по понедельникам на митинги.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в стране?

 - У нас украли наши голоса. Разве бы произошло такое, если бы речь шла о тех 10%, которые выделили Светлане Тихановской. Конечно, все понимали, Светлана - промежуточный вариант. А по телевидению сейчас кричат, что она была заранее подготовлена американцами. Я с слушаю белорусские передачи, но даже просто переключая канал, такое услышишь, что просто ужас. Больше всего меня беспокоит, что один человек разделил нацию на две неравные части. Граница прошла и в семьях, и между друзьями. У меня была подруга, с которой мы вместе учились в институте, но она голосовала за него. На мой вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хочет спокойно дожить свою старость. Дело в том, что у нее нет детей и соответственно внуков. Ее саму бы и так никто не тронул, кто бы ни стоял у власти. У меня есть дети. Они не могут найти нормальную работу, внуки, которые закончили институт, тоже не могут найти работу. Мне есть, за кого волноваться. Когда 9-го числа люди вышли на акции протеста, я воскликнула: "Как я рада! Наконец, народ проснулся! Наконец".

Читайте также: "Такого я для семьи не хочу": крик отчаяния граждан Белоруссии

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28440 от 14 декабря 2020

Заголовок в газете: В суд за флаг на балконе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру