Николай Сванидзе обратил внимание президента на ряд резонансных дел, среди которых дело «Нового величия».
- Помимо того, что оно было сфабриковано внедренными провокаторами, там есть еще одна составляющая – пытки. Руслан Костенков был избит и изнасилован молотком. Прошу прощения за натурализм. Это было медицински зафиксировано при поступлении в СИЗО. Документы есть у адвоката. Цель пыток – принудить к самооговору. Пытки уже не исключение, а норма, система, - сказал Сванидзе.
Президент отреагировал репликой о недопустимости пыток. Обещал, что этой историей займется Генпрокуратура.
Затронул Сванидзе и дело экс-главы Серпуховского района Александра Шестуна, заметив, что прокуратура запросила за экономическое преступление 20 лет, сколько не дают за убийства и изнасилования.
Еще более «неудобная» тема – отравление Алексея Навального. "Не важно, как его зовут, - сказал Сванидзе. – Он гражданин РФ. И он чуть не умер. Очевидно, что не от гриппа. Если бы было открыто уголовное дело, мы бы наконец узнали – отравила ли его покойная Индира Ганди, объелся некачественных турецких помидоров или что-то еще произошло. Отсутствие уголовного расследования по делу Навального в нашей стране умаляет право на защиту со стороны государства".
Владимир Путин ответил, что идет доследственная проверка. Но, по его словам, не удается собрать материалы, поскольку зарубежные представители отказываются предоставлять РФ документы по делу, не приезжают в России и не приглашают наших специалистов.
Говорили с президентом и о создании при СК департамента, который будет заниматься делами о фальсификации истории. Это может привести к разрушению исторической науки, которая попадает под начальственную диктовку, считают правозащитники: "Следователи, прокуроры и политики не должны курировать историков и историю. Как раз это приводит к фальсификациям". И тут президент в целом согласился и обещал эту проблему внимательно изучить.
Один из создателей движения «Архнадзор» Константин Михайлов поднял на встрече сразу несколько тем. Одна из них - вопрос сомнительности передачи полномочий по реставрации и сохранению объектов культурного наследия от Минкультуры в Минстрой. Как недавно говорил сам президент, «Вопросы культурного наследия в ведении строителей, конечно же, находиться не должны». Но, несмотря на это, в Госдуму был внесен опасный законопроект о создании единого госзаказчика в строительстве.
А еще Михайлов указал на то, что на глазах у президента охранная зона Московского Кремля застраивается. Уже появились или строятся там (Софийская набережная, ул. Варварка) многоэтажки с видом на Кремль, где квартиры продают по баснословным ценам. Путин, было видно, недоумевал и также обещал разобраться в вопросе.
Михайлов также предложил создать археологический музей-заповедник на Охтинском мысу в Санкт-Петербурге (вместо очередного офисного центра, который там планируют простроить).
— Это же, не побоюсь этого слова, «Русская Троя», - говорит Михайлов. – Там вся история, столько слоев. Остатки оборонительных сооружений XIV–XVIII веков, в том числе и древнерусских! В связи с высоким туристическим потенциалом данного археологического объекта считаю целесообразным дать поручение правительству Санкт-Петербурга, Министерству культуры РФ, Институту археологии РАН рассмотреть вопрос о создании на его базе археологического-музея-заповедника, с сохранением и музеефикацией всех обнаруженных объектов архитектурной археологии.
Просит Михайлов президента и ужесточить уголовное преследования за уничтожение и повреждение объектов культурного наследия. Привел пример, когда одно такое дело завершилось примирением сторон. Но как такое возможно, если пострадало национальное достояние, то есть мы все?
- В связи с многочисленными фактами утрат и повреждений объектов культурного наследия и фактическим бездействием предусматривающей эти деяния ст. 243, 243.1 УК РФ7, – резюмировал Михайлов,. - считаю целесообразным рассмотреть вопрос о переквалификации преступлений, предусмотренных этими статьями, в разряд особо тяжких, а также о передаче подведомственной подследственности соответствующих дел от МВД РФ к Следственному Комитету РФ.
Завершилась эта встреча главы государства с СПЧ. весьма трогательно. Член совета Галина Осокина сняла с «Елки желаний» шар, где была просьба пенсионерки Натальи Ивановны Донской о телефонном разговоре с Путиным. За считанные минуты нашли телефон женщины. Ей, к слову, 97 лет, прошла войну, дважды была ранена. И в эфире состоялся разговор участницы битвы на Курской дуге и в Сталинграде с президентом.
«Я о вас уже прочитал справку, что только принесли. У вас столько заслуг. Удивительно», - заметил Путин. А члены СПЧ пошутили, что ждет пенсионерку теперь визит губернатора и всеобщее внимание. Дай Бог!