Делегация во главе с сопредседателем партии Тино Хрупалла прибыла в Москву по приглашению Госдумы, но самая первая официальная встреча состоялась в МИДе. Во вторник посланцев "Альтернативы для Германии" принял сам глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
Визиты на Смоленскую площадь лидеров зарубежных оппозиционных партий вряд ли можно назвать обычным делом. Тем более, когда речь идет о партии со столь, мягко говоря, сложной репутацией. Однако отыскать резон все-таки было можно. Не иначе, думалось, это такой коварный план: заманить "альтернативщиков", дабы надавать как следует по сусалам. В переносном, а, может быть, даже и в прямом смысле.
Судя по информации самого министерства иностранных дел, взбучки они более чем заслужили. Партия - постоянный "герой" ежегодных докладов МИД "О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". Вот, к примеру, что сообщалось в докладе, обнародованном в июне этого года.
"В немецком обществе начинает проявляться заметная перемена восприятия событий Второй мировой войны и роли Германии в ней... Одно из недавних проявлений этой тенденции – заявление функционера партии "Альтернатива для Германии" А.Гауланда (почетный председатель АдГ, лидер фракции партии в Бундестаге. - А.К.) от 13 мая 2020 г., в котором он выступил против инициативы законодательно установить в ФРГ 8 мая праздничным выходным днем со ссылкой на "противоречивость" для граждан Германии этой даты, которая является для многих "днем поражения и потери части страны".
Ранее, в сентябре 2020 г. (ошибка, на самом деле высказывание было сделано в 2017 году. - А.К.), данный политик заявил, что "немцы должны гордиться достижениями немецких солдат в Первой и Второй мировых войнах"... Деятели правоконсервативной партии... в том числе депутаты ландтагов и бундестага, неоднократно допускали высказывания с ксенофобским, исламофобским и антисемитским подтекстом, а также сентенции, содержащие признаки исторического ревизионизма".
В докладе упомянута лишь очень небольшая часть "художеств" АдГ. Вот характерный эпизод, относящийся к октябрю этого года. В Бундестаге рассматривается предложение создать мемориальный центр в память о жертвах нацистов в странах Восточной Европы и СССР. За голосуют все фракции - и правящие консерваторы и социал-демократы, и оппозиционные "зеленые" и "левые". Все - кроме "альтернативщиков", назвавших инициативу коллег по парламенту "манией воспоминаний". Вместо этого они предложили воздвигнуть мемориал "немецким жертвам Второй мировой войны".
А вот, кстати, как 13 января этого года фракция АдГ отметила в своих аккаунтах в соцсетях 75-летие советской Восточно-Прусской операции: "75 лет назад 2,5 миллиона немцев бежали перед наступающей Красной Армией - застигнутые врасплох, погрузив в повозки и тележки лишь самое необходимое, в 20-градусный мороз. Сегодня мы вспоминаем о жертвах бегства и изгнания". О том, почему Красной Армии тогда пришлось наступать, "Альтернатива" вспоминать не захотела.
Если уж в самой Германии такие действия и высказывания вызывают возмущение, то нам, как говорится, сам бог велел показать этим потерявшим берега ребятам, где раки зимуют. Ведь это именно про них было сказано в недавнем выступлении Сергея Лаврова, посвященном 75-летию Нюрнбергского трибунала: "Предпринимаются попытки уравнять в ответственности агрессоров и освободителей, жертв и палачей, а также возвести в ранг героев нацистов и их прихвостней".
Но случилось нечто совершенно неподдающееся логике нашей неустанной борьбы с реабилитацией нацизма: покидая российский МИД, гости отнюдь не выглядели побитыми. Были, напротив, бодры и веселы.
Вскоре стала ясна и причина хорошего настроения. На состоявшейся после визита в МИД пресс-конференции Тино Хрупалла и его коллега, эксперт партии по внешней политике Армин-Паулюс Хампель, сообщили, что встреча с Лавровым прошла "в сердечной атмосфере" и что она открывает "новую главу в отношениях России и Германии".
На прямой вопрос, поднималась ли тема скандальных заявлений функционеров АдГ, гости ответили, что ничего такого не было. Обсуждались совсем другие темы.
В том числе: 1) перезагрузка германо-российских отношений, 2) отмена санкций против России, 3) завершение строительства газопровода "Северный поток-2". Причем оказалось, что по всем этим вопросам АдГ и Москва занимают совершенно одинаковую позицию. Отношения надо перезагружать, санкции - отменять, газопровод - достраивать.
И, похоже, "альтернативщики" не врут. Мидовские официальные сообщения об итогах рандеву тоже излучают лишь оптимизм и приязнь: "Подтверждена задача продвижения позитивной повестки дня в российско-германских отношениях на равноправной взаимоуважительной основе..." Ни облачка, ни тени недовольства "попытками уравнять в ответственности агрессоров и освободителей".
В общем, все ясно: принципы, увы, уступили Realpolitik. Для справки: термин этот, родившийся в середине XIX веке в Германии, обозначает политический курс, который исходит из практических, а не идеологических или моральных соображений. Что ж, начальству, наверное, виднее. Тревожат, однако, две мысли.
Первая. Очень может быть, что газ начальство считает важнее того факта, что партнеры в большой игре придерживаются иного взгляда на историю Второй мировой. Но зачем тогда нас держать за дураков? Зачем непрестанно убеждать град и мир, что этот другой взгляд для России абсолютно неприемлем, нетерпим? Ведь, как выяснилось, запросто можем потерпеть. И даже вовсе не обращать на это внимания.
И вторая: в политической игре в долгую ставить все-таки лучше на принципы. Помнится, 81 год назад Москва тоже предпочла закрыть глаза на "чудачества" одной немецкой партии и устроенного ею режима. Причем, вопреки распространенному мнению, дело не ограничилось известным пактом и прилагавшимися к нему секретными протоколами.
Был еще и подписанный вскоре Договор о дружбе и границах. И было выступление Вячеслава Молотова, главы советского правительства и по совместительству наркома иностранных дел, на сессии Верховного Совета СССР, в котором тот доказывал: "Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за "уничтожение гитлеризма", прикрываемая фальшивым флагом борьбы за "демократию".
Как показали дальнейшие события, товарищ Молотов и другие придерживавшиеся того же мнения товарищи сильно ошибались.