С момента ухода Джен Псаки с должности официального представителя Государственного департамента США в 2015 году на этом посту успели побывать еще пять человек. Но ни одному из них не удалось завоевать даже толику той известности и «популярности», какой пользовалась в России мадам Псаки. Мэри Харф, Джон Кирби, Марк Тонер, Хизер Науэрт, Морган Ортагус — все эти сменщицы и сменщики нашей приятельницы Джен даже для российских спецов по внешней политике так и остались анонимными и легко взаимозаменяемыми мелкими чиновниками из Вашингтона. А вот Джен Псаки удалось (добавим ради справедливости: без всяких усилий и даже желания с ее стороны) стать составной частью нашего национального самосознания.
В чем здесь дело? Частично — в диковинно звучащей для русского уха фамилии рупора официальной Америки, частично — в знаменитой фотографии, где наряженная в китчевую розовую ушанку со значком с красной звездой мадам Псаки позирует под ручку с Лавровым.
Нельзя и не упомянуть о том, что в ряду современных американских профессиональных «обличителей России» из Госдепа Джен Псаки была первой: именно на период ее работы публичным лицом «туманного холма» (так на вашингтонском политическом сленге именуется Госдеп) выпали крымский кризис и разрыв Кремля и Запада. Но все это детали. А вот что деталью точно не является: Псаки удалось осуществить идеальное попадание в образ — стать олицетворением американской политики по отношению к Москве.
Чуть позже таким олицетворением стал сам Трамп. Но сейчас, когда так и не состоявшегося «друга» Владимира Путина — Дональда — попросили на выход, мадам Псаки вернулась на свой пьедестал уже в ранге обладателя новой, более высокой должности. Является ли это обстоятельство хоть сколько-нибудь важным? Ведь даже ежу понятно: пресс-секретарь президента США — это не тот чиновник, который будет формулировать и осуществлять американский курс по отношению к России. Но мне кажется, что мы снова имеем дело с идеальным попаданием в образ. Один тот факт, что президентским пресс-секретарем в администрации Байдена будет Псаки, позволяет нам очень четко понять, чем России следует ждать от этой самой администрации.
Неформальным девизом администрации Трампа была своеобразная брутальная честность. Фигурально, стукнув неосторожного путника ночью в темном лесу по голове и вытряхивая его из сапог, «условный Трамп» при этом весело приговаривал: «Ничего личного, друган! Но ты же сам понимаешь! Америка — в первую очередь!» Олицетворяемый Псаки «условный Байден» тоже будет пытаться с молотком в руках подкрасться к России ночью в темном лесу. Но брутальная честность уйдет. На смену ей придет сахаристо-тошнотворное лицемерие. Пытаясь вытряхнуть нас из сапог, нам будут при этом рассказывать, что это все делается в том числе для нашего же блага, для торжества демократии и прав человека во всем мире и о том, что «ходить босиком по вечерней росе» полезно для здоровья.
И не надо думать, что различия между двумя администрациями США с точки зрения России будут носить лишь стилистический характер. За новой стилистикой будут скрываться и совершенно новые тактика и стратегия.
Например, Трампу было совершенно наплевать на внутрироссийских «борцов с режимом». Считая себя самого «крутым парнем», он искренне восхищался «единственным крутым парнем российской политики» Владимиром Путиным. А вот от Байдена ВВП восхищения точно не дождаться. При новом президенте США Америка с гарантией активизирует свои попытки влезть в российскую внутриполитическую жизнь.
На поднятие ставок со стороны Вашингтона Кремль отреагирует аналогичным встречным поднятием ставок. На практике это означает дальнейшее закручивание гаек для тех оппозиционных политических фигур, которые имеют связи с заграницей. Впрочем, почему, говоря об этом, я использую будущее время? Такое закручивание уже происходит в превентивном порядке. Тем, кто еще не в курсе, я рекомендую ознакомиться с последними новациями российского законодательства об иностранных агентах.
Трамп совсем не воспринимал «борцов с российской агрессией» на Украине. Эта страна вообще была ему интересна только как замусоренная площадка, на которой можно, если повезет, найти убойный компромат на Байдена. Байден напишет лозунг защиты интересов Украины на своем щите. Байден попытается влезть в Белоруссию. Благо для этого не требуется особого большого количества ресурсов. Как с грустью сказал мне на днях видный российский специалист по региону: «Литва и Польша сейчас тратят минимум усилий для того, чтобы поддержать в Белоруссии нужный им градус протеста. Всю основную массу работы за них делает сам Лукашенко».
Короче, благословленная пятилетка, когда мы могли жить без несущихся из каждого утюга нравоучений Джен Псаки в наш адрес по самым разным поводам, подошла к своему концу. Не знаю, стоит ли рекомендовать запастись ватными тампонами для ушей. Но приготовиться к чему-то крупному точно стоит. Дедушка Байден и его главный пропагандистский оруженосец в розовой ушанке сейчас покажут нам кузькину мать — или, по меньшей мере, попытаются.
Читайте также: В Кремле оценили план Байдена назначить пресс-секретарём Джен Псаки