Дональд Трамп объявил о своей победе. А по сообщениям СМИ и избирательных комиссий, выиграл Джо Байден. Но преимущество у Байдена все еще зыбкое. И появилось оно лишь благодаря дистанционному голосованию.
К такому голосованию всегда много вопросов. К примеру, часть бюллетеней, отправленных почтой, оказались на участках, когда день голосования окончился. Подавляющее большинство таких голосов — за Байдена. Трамп имеет высокие шансы отбить эти голоса, ведь итоговое решение будет принимать Верховный суд, где доминируют консерваторы, которых он же и назначил.
Волна насилия
В общем, выборы еще не закончились. Сейчас в ключевых штатах пересчитывают бюллетени. Идут судебные тяжбы. Все самое интересное еще впереди. Но может ли это «интересное» обернуться грозным политическим кризисом или даже новой гражданской войной?
Это не очередные мантры в духе «посмотрите на госдолг США». К такому развитию событий есть реальные предпосылки. И американцы боятся такого сценария. Накануне выборов компания Yahoo опубликовала опрос. Согласно ему, три четверти американцев опасались, что страну после выборов накроет волна насилия.
Боятся за океаном такого сценария, потому что он уже начинает сбываться. Спустя всего два часа после закрытия избирательных участков в Вашингтоне четыре сторонника Трампа получили ножевые ранения. А 15 ноября сторонники Трампа провели там так называемый «Марш миллионов». В нем приняли участие сотни тысяч американцев. После появилось много видео, где участников марша избивают и грабят левые радикалы: антифа и активисты Black Lives Matter.
В общем, американское общество все сильнее радикализируется. Как же Америка дошла до такой жизни?
Поляризация нации
Поляризация в американской политике — тенденция совсем не новая. Есть два строго очерченных набора взглядов. И год от года американцы все чаще выбирают один из них. Либо ты консерватор — а значит, считаешь, что налоги надо снизить, аборты запретить, нелегалов выслать, а оружие для граждан сделать доступнее. Либо ты либерал — а значит, хочешь границы для мигрантов открыть, «стволы» запретить, «траву» легализовать, однополые браки разрешить, а социальной помощи раздавать как можно больше. Это ключевые вопросы американской политики, и у каждой стороны есть четкие аргументы в пользу своей позиции.
А теперь про раскол. Приведу данные социологов из Pew Research Center. В 1994 году 64% республиканцев по ключевым вопросам были правее усредненного сторонника Демпартии. У демократов цифры были аналогичные. Три четверти из них имели более либеральные взгляды, чем типичный республиканец. То есть от четверти до трети сторонников можно было отнести к центристам. А вот сейчас политический центр исчез. В 2017 году уже 95% республиканцев оказались правее обычного демократа. И 97% демократов левее усредненного республиканца. Причем наиболее монолитны и радикальны активисты именно Демократической партии. Ведь за последние двадцать пять лет позиции консерваторов изменились мало. Зато либералы сдвинулись влево кардинально. И это не просто разные политические предпочтения.
Племя красное и синее
Согласно опросам, 45% демократов будут несчастны, если их дети создадут семьи с республиканцами. У республиканцев соответствующая статистика чуть поменьше, но тоже значительная — у них 35% будут глубоко опечалены в том случае, если их дети породнятся с демократами. А ведь так было не всегда! В 1960 году таких людей было лишь по четыре процента в обеих партиях. В общем, сильно изменились американцы с тех пор.
Какой партии симпатизирует возможная невестка или зять, для них теперь крайне важно. Важнее этничности, конфессии и других факторов. Для демократов партийная принадлежность вообще главный маркер. Лучше невестка-трансгендер, чем республиканка в семье. Все это напоминает скорее племенную вражду, а не политику в стране «первого мира». Про враждебное племя надо сочинять небылицы, чтобы их расчеловечить. Поэтому среди актива обеих партий стали популярны конспирологические теории об оппонентах.
У консерваторов пользуется успехом КьюАнон. Это то ли блогер-аноним, то ли группа авторов. КьюАнон утверждает, что Демпартией управляет секта сатанистов-педофилов. Эту теорию распространяют на имиджбордах и в соцсетях среди американского глубинного народа. И это вовсе не незаметные фрики. У движения огромное число адептов, которое продолжает расти.
Демократы пошли еще дальше. Трампа, как известно, сразу обвинили в сговоре с российской властью. Велись парламентские расследования, гремели разоблачения, вбрасывались фейки. На основе одного из них даже отсняли серию в телевизионном шоу. В итоге связей Трампа с Российской Федерацией так и не нашли. Но это безумная теория три года была в американской прессе темой номер один. Три года!
Критиковать партию за то, что ее руководители ходят к проституткам, — нормально. Нормально и критиковать президента, когда он сближается с иностранным лидером и этот лидер тебе не нравится. Но когда ты считаешь, что партию-конкурента возглавляют педофилы, компромиссов с ней быть не может. И наоборот: если президент — это марионетка вражеского диктатора, то сотрудничать с его командой неприемлемо в принципе. Тупик.
Тлеющие конфликты
Соединенные Штаты сейчас максимально разъединены. Большие города и глубинка. Белые и черные. Иммигранты и местные. Рабочий класс и хипстеры. Владельцы оружия и борцы с ним. Даже если американцы придут к согласию о победителе выборов, конфликты останутся. Президенту нужно будет соединить нацию, невзирая на давление справа и слева. Что из этого получится — покажет время.