Линкор «Новороссийск» - бывший итальянский боевой корабль «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») - достался Советскому Союзу в качестве репарации по итогам Второй мировой войны. Построен перед Первой мировой войной. Имел серьезный конструктивный недостаток. Оказалось, что одна-единственная торпеда способна отправить линкор этого типа на дно. То есть система противоминной защиты «Джулио Чезаре» была неверной. После модернизации в 1933–1937 годах было усилено бронирование палубы и улучшена противоторпедная защита.
В феврале 1949 года в албанском порту Влёра линкор был передан его советской комиссии. На корабле был поднят советский военно-морской флаг. 5 марта 1949 года линкору присвоили имя «Новороссийск». Он стал флагманом Черноморского флота. В течение шести лет корабль проходил капитальный ремонт и модернизацию. В строй вошел только в мае 1955 года.
28 октября 1955 года «Новороссийск» прибыл в Севастополь после выхода в море. Он занял место в Северной бухте недалеко от Морского Госпиталя, в 110 метрах от берега.
При швартовке к «линкорной бочке» старший помощник капитана проскочил «бочку» почти на полкорпуса линкора. Исправить ошибку решили утром. Но в 1 час 31 минуту 29 октября под носовой частью корпуса со стороны правого борта раздался мощнейший взрыв. Вслед за ним со стороны левого борта грянул еще один. В правом борту образовалась огромная пробоина площадью 150–160 квадратных метров. 8 палуб, в том числе 3 бронированных, оказались пробиты кумулятивной струей.
На линкоре находилось более 1200 человек команды, а также примерно 400 морских пехотинцев и курсантов военно-морских училищ.
По оценке экспертов, при организации борьбы за живучесть корабля были допущены большие ошибки. Несколько неверных команд отдал командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко. Вместо эвакуации он приказал построить команду на юте и ждать. Только когда крен на левый борт и дифферент на нос стали угрожающими, он разрешил начать буксировку. Но было уже поздно. Нос линкора погрузился настолько глубоко, что стал цепляться за дно, и буксиры не справлялись с поставленной задачей.
В 4:14 крен достиг критической отметки в 20 градусов. Линкор опрокинулся на левый борт, накрыв им посыпавшихся в воду людей. Многие остались во внутренних помещениях корабля. Они долго еще держались, надеясь на спасение. Их стуки по переборкам были слышны до конца дня 1 ноября. Спасти удалось только 9 человек: семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. По свидетельству водолазов, погибающие внутри затонувшего линкора моряки пели: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!
Только в 1999 году 716 матросов и офицеров «Новороссийска» были награждены орденами Мужества, из них более 600 — посмертно.
Главным виновником катастрофы Никита Хрущев назначил главкома ВМФ СССР адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова. Адмирал был уволен с унизительной формулировкой «без права работать во флоте». Другие причастные к катастрофе адмиралы, в том числе отдававший преступные приказы Пархоменко, отделались понижением в должности и звании.
Во время следствия и после него озвучивались разные версии. Ни одна из них не доказана до конца.
Советская правительственная комиссия, расследовавшая гибель «Новороссийска», пришла к выводу, что корабль погиб из-за взрыва немецкой донной мины, оставшейся в акватории порта со времен Великой Отечественной. Эксперты сразу отмечали недостатки этой версии: два взрыва в несколько раз превосходили по мощности взрыв мины. Кроме того, на этом месте больше 100 раз швартовался линкор «Севастополь», около 20 раз сам «Новороссийск», десятки раз швартовались другие корабли, но взрывов не было. Правда, мины обнаруживали и до взрыва «Новороссийска», и после него.
Главный же довод против вывода комиссии - для приведения в действие электровзрывателя донных мин нужен был исправный аккумулятор. Но ни один аккумулятор не мог бы оставаться в исправном состоянии под водой в течение 11 лет.
Версия с возможной торпедной атакой в Севастопольской бухте со стороны неизвестной подлодки тоже не выдерживает критики. Ни одна лодка не могла бы вы произвести торпедную атаку и остаться при этом незамеченной. Характер повреждений также не соответствовал торпедной атаке.
Во времена перестройки и гласности появилась абсурдная версия о том, что взрыв организовали советские спецслужбы по указанию Хрущева, который хотел сместить адмирала Кузнецова. По мнению серьезных экспертов, рассматривать эту глупую версию не стоит.
Не соответствует и характеру повреждений и версия о том, что мина замедленного или дистанционного действия была спрятана внутри корабля до его передачи СССР. Она опровергается тем, что края пробоины оказались загнуты внутрь.
В числе других возможных причин гибели советского линкора назывались также действия английских диверсантов и итальянских боевых пловцов. Со стороны Великобритании это был бы рискованный и авантюрный шаг. А вот версия об итальянских диверсантах довольно интересная, хоть и не подтвержденная.
В годы Второй мировой войны у Италии были лучшие в мире боевые пловцы. Существовала знаменитая диверсионная флотилия «Дечима МАС» во главе с ее командиром князем Валерио Боргезе, которому удалось, в частности, взорвать на рейде египетсой Александрии два английских линкора. По слухам, Боргезе поклялся смыть позор передачи «Джулио Чезаре» вражеской стране. Поэтому, хотя периодически и появляются в прессе «откровения» некоторых итальянских ветеранов, их коллеги считают эти сенсационные заявления следствием желания привлечь внимание к своей персоне на старости лет.
По мнению автора статьи Сергея Колдина, вряд ли когда-то станут известными настоящие причины гибели линкора «Новороссийск».