Члены верхней палаты парламента выдвинули целый ряд инициатив в развитие статьи 79.1 обновленной Конституции, в которой говорится о том, что «Российская Федерация принимает меры по недопущению вмешательства во внутренние дела государства». Как пояснил Андрей Климов, соответствующий «материал» нарабатывался в течение трех лет — это связано с участившимися попытками помешать «российскому народу самому определять свое настоящее и будущее». «Все предлагаемые меры носят сугубо ответный характер, не мы это придумали, но мы вынуждены так поступить», — подчеркнул он. По мнению членов комиссии и привлеченных экспертов (в частности членов Общественной палаты), в нынешнем виде российское законодательство об иностранных агентах содержит значительное количество правовых дыр и нуждается в дополнении. В частности, НКО, например «Голос», имеют возможность продолжать свою подрывную деятельность без образования юридического лица из жилого помещения, получая денежные переводы в криптовалюте, которые никто не может отследить. А сотрудничающие с такими организациями физические лица и вовсе выведены из-под контроля. Статус иностранного агента сейчас присваивается только за сотрудничество со СМИ, которое также должно быть признано иноагентом.
Климов сообщил, что сенаторы предлагают уточнить признаки отнесения физлиц к категории иноагентов и включить в число таких признаков участие в политической деятельности и целенаправленный сбор сведений в области военной, военной-технической деятельности РФ, если средства на эти цели поступают из-за рубежа (напрямую или через посредников), а также гражданам оказывается любая другая организационная или технологическая помощь (покупка компьютеров, аренда квартиры и т.д.). Иноагентам, по мнению сенаторов, должно быть запрещено занимать любые посты в государственных и муниципальных органах власти. А если они претендуют на избранные должности, то об их правовом статусе необходимо заранее информировать избирателей. Как сообщил один из членов комиссии, звучали предложения и вовсе лишить таких граждан политических прав. «Но поражение в правах — это не наш метод! Это какая-то американщина, а мы — демократическая страна!» — подчеркнул он. Поэтому для политиков, получающих поддержку из-за рубежа, планируется ввести специальную маркировку «кандидат, выполняющий функции иностранного агента» или «кандидат, аффилированный с лицом, выполняющим функции иностранного агента». Что касается общественных организаций, работающих в РФ без государственной регистрации, то их также предлагается приравнять к НКО-иноагентам, в случае если «занимаясь политической деятельностью, они получают иностранное финансирование». Еще одна новелла касается уголовной ответственности для иноагентов: ее хотят ввести для тех НКО и физлиц, которым оказалось мало административных взысканий, за повторное нарушение законодательства.
Отдельной защиты от воздействия иностранных агентов и их приспешников, по мнению сенаторов, требует молодежь. Поскольку под видом змея-искусителя, попавшего под влияние Запада и пропагандирующего чуждые России ценности, может выступать педагог, закон об образовании предлагается дополнить понятием «просветительская деятельность» и урегулировать нюансы участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. «При этом необходимо предусмотреть возможность увольнения педагога в случае использования им образовательной или просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой или религиозной розни, а также побуждения к иным действиям, противоречащим Конституции России», — уточнил Климов. Весь пакет сенаторских инициатив, по его словам, будет внесен в Госдуму безотлагательно. «Это обусловлено необходимостью закончить данный процесс до начала избирательной кампании в Государственную думу РФ восьмого созыва», — пояснил сенатор.