- Как оценили армяне заключенное Пашиняном соглашение о прекращении огня и фактической сдаче захваченных Азербайджаном территорий?
- Разумеется, подписание этого соглашения вызвало бурю негативных эмоций в армянском обществе, которое, несмотря на все трудности последнего времени, было убеждено, что армия в Карабахе со своими задачами справится, и удастся переломить ход боевых действий. Однако людям, стоящим во главе Армении, Карабаха, высокопоставленным военным было виднее. И они поняли, как сказал, в частности, президент Карабаха Араик Арутюнян, что дальше продолжать войну бесполезно. Потому что под ударом оказалась уже не только Шуша, которая пала 2 дня назад, но и столица Нагорного Карабаха Степанакерт. А это означало полную потерю Нагорного Карабаха и, вероятно, физическое уничтожение оставшихся там людей и армейских подразделений. Поэтому это тяжелое решение было принято.
- Как это может сказаться на внутриполитической ситуации в Армении? Возможна ли отставка Пашиняна?
- Обстановка в Армении накалилась. Многие граждане и политические силы не могут смириться с таким состоянием дел. Конечно, этим попытаются воспользоваться давнишние враги Пашиняна как среди новых политсил, так и старых. Однако удастся ли им сейчас произвести переворот и на фоне произошедшего восстановить свою власть, сказать трудно. Дело в том, что к вопросу можно подойти и с другой точки зрения. Оппозиция говорит: «Если должны были сдать эти земли, то зачем надо было посылать на убой столько молодых людей? Матери не простят этого Пашиняну». Но ведь можно спросить и у матерей, сыновья которых уже не пойдут на войну. Их мнение в данной ситуации тоже было бы интересно.
- Многие говорят, что Пашинян – человек из команды первого президента Левона Тер-Петросяна, который выступал за возвращение территорий Азербайджану. Утверждают, что все, что происходит сегодня, планировалось заранее.
- Я очень хорошо это помню. И я считаю: то, что мы сейчас получили, хуже, чем то, что предлагал первый президент. Если бы тогда на пике победы, на пике военных достижений Армения бы согласилась на тот план, то сегодня ничего этого бы не было, и эти 30 лет не были бы потеряны для страны и народа. Мы получили меньше, чем могли бы по планам первого президента. А на самом деле это были планы Евгения Примакова. И дело не в том, кто из какой команды. Когда первый президент ушел в отставку, Николу было чуть больше 20 лет. Дело в том, что после окончания карабахской войны всерьез армией не занимались, не занимались укреплением оборонной сферы, ВПК. И сейчас пожинаем плоды этого.
- Шуша занимает стратегическое господствующее положение в Карабахе, из нее удобно обстреливать Степанакерт. Говорят, что теперь потеря Карабаха – это вопрос времени…
- Я прекрасно помню годы первой войны, когда Шуша была в руках азербайджанцев и оттуда на Степанакерт были направлены ракеты «Алазань». Были такие ракеты для разгона грозовых облаков. Их на первых порах использовали в военных целях. Шуша, конечно, доминирует над местностью, и мне кажется, там все-таки будет стоять русский гарнизон, как в Степанакерте. Мне кажется, это остановит войну, и Степанакерт никто обстреливать не будет.
Читайте также: Россия спасла Карабах от бойни, но Армения это не ценит