«Жена из индейского племени убедила голосовать за Байдена»
Серж Моррелл — финансист, живет на Манхэттене, и хорошо говорит по русски.
— Сейчас мы переживаем странный момент дежа-вю: горы фанеры, грохот молотков, визг болгарок и дрелей, — говорит Серж. — Правда, защитные щиты, в отличие от июня, когда шли погромы, стали выглядеть более артистично. В некоторых местах защитные сооружения напоминает более арт-инсталляции, чем традиционные фортификационные укрепления.
— Полицейских на улице стало больше?
— В фешенебельных районах в жилых зданиях усилена охрана, но многие из нас уже давно живут в умных домах, где все открывается и закрывается с помощью электроники. Поэтому простая ликвидация швейцара уже не поможет легкому захвату здания. Двери и лифты будут мгновенно заблокированы. Похоже, что июнь возвращается, но сегодня, в отсутствии определенности, все происходящее пока больше напоминает затишье перед боем.
Очень трудно делать прогнозы, потому что нынешние выборы беспрецедентны. Градус взаимного недоверия, неприятия и ненависти достиг в обществе невиданного накала.
— Но ведь до гражданской войны, явно, не дойдет?
— Думаю, что нет. У нас в Нью-Йорке нет оружия, но в других местах его полно. Тем не менее, я не могу себе представить, что мои дяди, тети и многочисленные кузены, живущие в разных штатах — от Калифорнии до Юты, выйдут завтра с оружием в руках на баррикады и будут стрелять в своих соседей, которые им не нравятся по идеологическому признаку.
Мир сегодня кардинально отличается от того, который существовал в 60-х годах XIX века. Люди сосуществуют в параллельной виртуальной реальности. Я не думаю, что люди выйдут из «кокона», чтобы вступать в смертельную схватку ради правого дела. Это крайне проблематично. Люди не перейдут к экстремизму. Им есть, что терять. Америка остается великой страной, и надежда у людей еще не умерла. Войны не будет, но будет хаос.
При том, что обычные люди за оружие точно не возьмутся, есть небольшие хорошо скоординированные группы с высокой мобильностью, которые могут стать источником хаоса. И к нему надо готовиться. А почва для хаоса сейчас очень благодатная.
— Обоснуйте.
— Есть колоссальная разница между Ivy League educated elites — элитой — и народом, половина из которого не хочет чувствовать себя униженными и оскорбленными. А это происходит, когда среднему белому гетеросексуальному мужчине без университетского образования ежедневно говорят, что он виноват, в том числе и в том, чего не совершал, например, в рабстве и колониализме. Каждый день ему повторяют, что он виноват в гомофобии, трансфобии, исламофобии, сексизме и в тотальном варварстве. Что он должен встать на колени и покаяться. Этим людям некуда идти за утешением, кроме как к Трампу.
Любопытно, что при этом к Трампу идут и многие иммигранты, в первую очередь из Латинской Америки. Речь не идет о мексиканцах. Речь идет о тех, кто правдами и неправдами вырвался из Венесуэлы, Кубы и Колумбии.
Все сейчас ждут, что будет. Все наготове. Журналисты — на посту, ночуют на Пятой Авеню, и на Седьмой, и в других местах.
— Вы сами за кого отдали голос?
— Я сомневался до самого последнего момента: Трамп или Байден? Попытался разобраться, что реально сделал Трамп для нас, для нашей страны? Продавил решение по Конституционному суду, временно снизил налоги для компаний, начал торговую войну с Китаем, предпринял попытку отменить право на аборты. Я думаю, что этого недостаточно. В итоге вся наша семья, в состав которой входят люди из самых разных частей мира – Норвегии, Колумбии, Гренландии и России (они все граждане США), проголосовали за Байдена. Вернее, мы проголосовали за его команду.
Что примечательно, мой брат Кевин за все эти годы ни разу не ходил голосовать. Но в этом году на него повлияла его жена, родом из племени Муиска, из амазонских джунглей. И он проголосовал, отправил свой голос за Байдена по почте.
«Против нелегалов, поэтому за Трампа»
Лена Лин в прошлом москвичка, математик, но уже 30 лет живет в Нью-Йорке. Долгие годы была успешным программистом, а в последние шесть лет у нее свой маленький бизнес, она водит экскурсии по Нью-Йорку.
— Я голосую в Нью-Йорке на президентских выборах уже в пятый раз. И, если, честно, не помню ничего похожего на этот год, — говорит Лена. — Город совсем не похож на тот мегаполис, в котором я живу уже третий десяток лет. И выборы уже другие.
Четыре года назад точно так же выбирали между демократами и консерваторами, и от консерваторов тоже был Дональд Трамп. На этом сходство заканчивается. Четыре года назад Нью-Йорк был полон жизни, это был процветающий город. Я имею ввиду Манхэттен, так как исторически только Манхэттен три столетия называли Нью-Йорком, пока в конце XIX века пять районов - Бруклин, Квинс, Бронкс и Стетен-Айленд - не объединились в один конгломерат.
— Как сейчас выглядит Манхэттен?
— Он опустел. Нет там сейчас ни «белых воротничков», ни туристов. В районе Таймс Сквер стало пусто, огни Бродвея погасли до следующего сезона. Закрылась часть ресторанов и магазинов. При том, что уровень заболевания коронавирусом и смертность от COVID-19 на сегодня в Нью-Йорке одни из самых низких по стране. Тем не менее, закрыто очень много бизнесов, так как некому этим пользоваться. Только 10% офисного планктона вернулись на свои места. Те, кто оказался в других странах, приехать не могут из–за введённого карантина.
Такое ощущение, что местное начальство, в лице мэра и губернатора, делают все возможное, чтобы город не начал жить полной жизнью. Состоятельные жители Нью-Йорка еще весной уехали в свои загородные дома, и возвращаться в город не спешат. Часть богатых людей вообще переехали в другие штаты.
Таким пустым я бизнес-часть Манхэттена никогда не видела. Отменены были все парады, в том числе и на Хеллоуин.
— Владельцы магазинов поспешили закрыть витрины?
— Большинство магазинов закрыто щитами. Забиты фанерой витрины также в аптеках и гостиницах. Такое ощущение, что город приготовился к урагану, которые случаются периодически во Флориде. Но сезон ураганов закончился, и сейчас город так встречает выборы.
— Как в этом году для вас технически проходили выборы?
— Было введено досрочное голосование, а также голосование по почте. Можно было до 27 октября запросить бюллетень по почте, заполнить его и отправить до 12 часов ночи 3 ноября. Если же ты почте не доверяешь, то можно было отправиться на избирательные участки, которые в этом году открылись на неделю раньше. В прошлые годы можно было лично проголосовать только в день выборов, теперь это все растянулось по времени. Чтобы не создавать толпу на избирательном участке и соблюдать дистанцию в пандемию.
Я из-за домашних дел не пошла голосовать раньше, да и нужный избирательный участок был расположен далековато. Но многие мои знакомые проголосовали досрочно, и им не пришлось стоять по часу в очереди, как сейчас.
До нашего избирательного участка, который раньше располагался в спортзале школы, можно дойти пешком. Мы пошли голосовать в день выборов. И уже ранним утром обнаружили большую очередь. Все были в масках, стояли на расстоянии друг от друга. Рядом со школой поставили огромный белый тент, куда по очереди и запускали людей.
В этом году наблюдается рекордная явка избирателей. Заранее проголосовало почти 102 миллиона человек, три четверти от общего количества избирателей. Обычно результаты выборов становятся известны уже в первую ночь, однако в этом году, все по-другому. Их придется ждать дольше.
— Не поделитесь, за кого отдали свой голос и почему?
— Я голосовала за Трампа и в этот раз, и в прошлый. Я его сторонница, хоть и не являюсь членом республиканской партии. Мне близка их внешняя политика, особенно на Ближнем Востоке. Я против нелегальной иммиграции.
И их экономическая политика дает больший успех, так как для того, чтобы экономика успешно развивалась, нужно опускать налоги, это дает стимул к зарабатыванию денег, которые все равно потом вернутся. При повышении вилки налогов на богатых людей, зарабатывающих много, будут стремиться переместиться туда, где налогов меньше.
Социальное обеспечение нужно только пожилым и инвалидам. Человеку малоимущему не нужно давать подачки, это развращает, нужно дать возможно зарабатывать. То есть нужно дать удочку а не кормить рыбкой.
Я не думаю, что будут какие-либо погромы если выиграет Байден. В Нью-Йорке сейчас спокойно.
Читайте нашу онлайн-трансляцию итогов выборов в США