Будущее российско-американских военных соглашений оказалось туманным

«От перемены слагаемых в Белом доме для нас фактически мало что меняется»

Может ли для России принципиально измениться ситуация в области договоров по контролю над вооружениями, если после выборов президента США в Белом доме сменится хозяин? Таким вопросом сейчас задается ряд военных аналитиков, пытаясь предсказать судьбу базовых военных соглашений между Москвой и Вашингтоном. Мы тоже обратились к экспертному мнению по этой важной проблеме, имеющей значение для глобальной безопасности.

«От перемены слагаемых в Белом доме для нас фактически мало что меняется»

Демократ Байден – а перевес голосов, по последним данным, сейчас склоняется в его сторону – недавно высказался за готовность продления на пять лет российско-американского Договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ-3), который Трамп счел бесполезным без участия в нем Китая.

Может ли при президенте Байдене начаться новый диалог по СНВ-3?

Или о новом Договоре по ракетам средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого США вышли, за что их активно критиковала не только Москва, но и Евросоюз?

Какой при Байдене сложится судьба многостороннего Договора по открытому небу (ДОН), о выходе из которого недавно объявил Трамп?

На все эти вопросы «МК» ответил ведущий российский военный эксперт, руководитель Центра прикладных политико-военных исследований, старший вице-президент ПИР-Центра, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. 

– Давайте начнем с Договора по открытому небу, - говорит эксперт. – Трамп заявил, что выходит из него, и 22 ноября истекает полугодовой срок с момента объявления о выходе из ДОН. Трамп к этому моменту будет еще при власти, так что американцы в любом случае из договора выйдут.

Демократу Байдену, чтобы снова войти в договор, придется повторно запускать процесс ратификации этого документа в республиканском Сенате. И это может абсолютно ни к чему не привести.

Из договора СНВ-3 Трамп тоже может еще успеть выйти – время для этого у него есть. Просто уведомит нас, что США выходят из СНВ-3 – и все, уже 5 февраля все закончится. Байден заявил, что он готов продлить этот договор без всяких условий на пять лет. Правда, об этом он говорил еще до заявления Владимира Путина, который сказал, что мы готовы этот договор продлить на год, чтобы за это время договориться уже по новому соглашению.

Пока трудно сказать, будет ли Байден придерживаться своей старой позиции, либо переключится на то, чтобы за этот год появился новый договор, включающий в себя нестратегическое ядерное оружие, другие новые системы вооружений и т.д. Хотя всего за год такой договор сделать очень сложно. Скорее, невозможно.

А что касается договоренностей по ракетам средней и меньшей дальности, то такого договора уже нет. Тут нужно по-новому договариваться. Однако, если Сенат в США остается республиканским, то ни один из договоров в области контроля над вооружениями, предложенных президентом-демократом, через такой Сенат не пройдет. Это принципиальная позиция республиканцев. И вряд ли тут что-то изменится.

То есть от перемены слагаемых в Белом доме для нас фактически мало что меняется. При Байдене, может, лишь чуть-чуть будет получше с точки зрения наших договоренностей по контролю над вооружениями. Но не на много, так как далеко не все в США определяет президент. Есть там так называемое «глубинное государство», которое в целом не настроено на то, чтобы видеть в России равного партнера.

Читайте наш онлайн: Выборы президента США, результаты

Сюжет:

Выборы президента США 2020

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28410 от 9 ноября 2020

Заголовок в газете: От перемены слагаемых…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру