Идея «Великого Турана» или единого государства всех тюркских народов была впервые сформулирована в конце 19-го века и с тех пор регулярно поднимается на щит многочисленными сторонниками. В разное время предлагалось создать единую страну по образцу Османской империи, федерацию или конфедерацию тюркских государств, экономический блок по аналогу с Европейским союзом или военный альянс по образцу НАТО.
Последняя идея вновь обрела популярность в турецких политических и экспертных кругах в связи с последними событиями в Нагорном Карабахе. Как пишет Turkiye Gazetesi, подобный блок впервые был опробован на совместных учениях армий Турции и Азербайджаном, которые прошли в августе этого года.
Эксперты издания призвали использовать полученный опыт и распространить его на отношения Турции с другими тюркскими государствами. В частности, отмечают специалисты, в рамках недавнего визита министра обороны Турции Хулуси Акара в Казахстан было официально заявлено о желании обеих сторон развивать совместные действия в области военной подготовки и сотрудничества в оборонной промышленности. Аналогичные соглашения действуют между Турцией и другими государствами Средней Азии.
В числе вероятных союзников Турции по новому блоку в первую очередь называют Азербайджан, а также непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра. Рассматривается участие в альянсе Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана.
Однако, как обратил внимание в разговоре с «МК» военный эксперт Юрий Лямин, появление такого альянса маловероятно в первую очередь из-за напряженных региональных отношений в Средней Азии.
-Во-первых, очень странно видеть в этом списке Таджикистан. Это не тюркская страна. И таджики, и жители Горного Бадахшана - этнически и культурно ближе к Ирану, чем к своим тюркским соседям. Далее. Почему-то упускается вопрос о том, что у этих стран крайне неоднозначные отношения друг с другом и с Турцией. В первую очередь, речь о Ферганской долине, где сходятся границы Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана. Сможет ли Турция решить этот вопрос? Маловероятно.
-Но ведь с Азербайджаном у Турции и впрямь тесные отношения в военной сфере, почему бы им не построить нечто подобное с другими странами?
-Военные отношения между Турцией и Азербайджаном развивались с начала 1990-х годов, это особая история. Они близко расположены, что способствует развитию этих отношений. Что касается стран Средней Азии, то у них куда более тесные экономические и военные связи с Россией и Китаем.
-А для Китая появление такого военного блока является нежелательным?
-Китай крайне не заинтересован в усилении влияния Турции в регионе. Во многом это связано с уйгурским вопросом. На территории Турции нашли убежище уехавшие из Китая уйгуры - тюркский этнос, с которым у Китая есть проблемы. Через турецкую территорию уйгурские террористы попали в Сирию, где контролируют целый район. Разумеется, Китай будет против.
-У него есть возможности повлиять на ситуацию при помощи экономических рычагов?
-Да, Китай реализует в странах Средней Азии многочисленные экономические контракты, оказывает поддержку тому же Кыргызстану в поставках военного снаряжения. Также есть контракты на поставку китайских зенитных комплексов в Туркменистан и Узбекистан. Есть контракты на поставку китайских беспилотников. Так что экономически с Китаем эти страны связаны даже больше, чем с Турцией.
-А с чем вообще связано, что именно сейчас подняли тему «армии Турана»?
-Отчасти ситуация на Кавказе. Но не только. Турция сейчас вовлечена в целый ряд военных конфликтов, пытаясь добиться успеха понемногу везде и сразу. В перспективе может получиться так, что эти конфликтные ситуации будут увеличиваться как снежный ком, и в случае какого-нибудь внутреннего обострения в Турции, они могут сыграть негативную роль. Так что сейчас кажется маловероятным, что тюркский военный блок в том виде, как это подается в Турции, будет создан.