Вот, например, была такая идея — Открытое правительство. Скучным канцелярским языком это объяснялось так: Открытое правительство — это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. А «результатом такого взаимодействия станет не только повышение качества принимаемых решений, но и формирование новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов». Ну, то есть мы с вами с помощью этой штуки могли бы принимать участие в обсуждениях важных решений, контролировать, как там они выполняются. Министр был назначен по делам Открытого правительства, Михаил Абызов. И тут на тебе, его арестовывают. А на неделе изымают по суду 32,5 миллиарда. Не получилось «новой для России культуры взаимодействия». Получилась старая, по Карамзину (некоторые утверждают, что по Вяземскому, но не суть) — «воруют».
Не все так плохо. Если уже об «уголовке» заговорили, то доверие между народом и государством скорее в деле Ефремова формируется. Потому что есть сложившийся шаблон — элитка выкрутится, несмотря ни на что. Подумаешь, работягу убил... А тут не получается у Михаила Олеговича. На неделе только на полгода с восьми лет срок скостили. Трещит шаблон. И это хорошо.
Доверие к власти могло бы подскочить до небес, если бы подтвердилась прошедшая в середине недели новость о возможной отставке Чубайса. Но внимательное ее рассмотрение все испортило. Во-первых, речь, оказывается, шла о переформатировании «институтов развития», а проще говоря, перераспределении бюджетных потоков между нашими олигархами (ну, теми, которых, как нам говорят, не существует). И вот в новой реальности «Роснано» оказалось не нужно (кто бы еще объяснил, зачем оно нужно было раньше). А во-вторых, Чубайсу стали прочить управление развитием Арктики. Вот сейчас будет чисто мое и чисто оценочное суждение: доверить Анатолию Борисовичу Арктику — это все равно, что просто сказать: нам Арктика не нужна, берите кто хотите. Мое поколение слишком хорошо помнит, как уничтожалась под корень промышленность страны, а называлось это все — приватизация.
Но вернемся к валдайской проповеди Владимира Владимировича — все-таки это главное событие недели. Отвечая на один из вопросов, наш президент рассказал, что «падение ВВП в развитых, в так называемых развитых экономиках, в Европе, 14 с лишним процентов». Рост безработицы «за 10 процентов зашкаливает». У нас «подросло, но все равно 6,3, меньше». А инфляция «сейчас она у нас 3,9». И это все — «результат государственного регулирования».
Казалось бы, отличный повод укрепить свое доверие к государству. Но ценники в продуктовом мешают. Почему-то при инфляции в 4% продукты у нас в стране по сравнению с Европой дорожали втрое быстрее. Что же дешевело, чтобы такая цифра инфляции получалась? Напряжемся и подумаем. Точно! Рубль! Рубль подешевел.
Это, говорят экономисты, хорошо для наполнения бюджета. Теоретически — бюджет это наши с вами деньги. Но опять нет этому утверждению никакого доверия. Потому что — снова смотри Карамзина (или Вяземского). Или данные ЦБ. Центробанк на неделе ухудшил прогноз по чистому оттоку капитала из России. Планировали, что в этом году из России утечет 25 млрд долларов, а получается, что вдвое больше — до $53 млрд. Ну правильно, Россия — щедрая душа. Там же у них, за бугром, как говорит Путин, вообще все фигово. Вот и помогаем как можем. Точнее, своим странам помогают те, кто здесь кормится и под российских чиновников и бизнесменов маскируется. Как им доверять?
А между тем на неделе был опубликован рейтинг доверия населения. На первом месте, как и положено, Владимир Владимирович. Но в первой десятке вместе с политиками — Андрей Малахов, Максим Галкин, Константин Хабенский и даже Алексей Навальный. Странная, казалось бы, компания. Но это если телевизор не смотреть. А если смотреть, то все становится понятно. Это рейтинг в первую очередь узнаваемости. Как в здравом уме можно больше доверять Бузовой, чем Зюганову? А ведь она в рейтинге выше главного коммуниста. Получается, что даже рейтингу доверия нет доверия. Пустые и яркие картинки вместо реальности.
А ведь доверие — это просто. Это когда ты уверен в порядочности и доброжелательности другого человека (ну, или государства). Одними правильными словами его не добиться. Дела нужны. До хождения по воде и распятия дело не доводить не обязательно. Но накормить-то народ можно? Ах да, и Чубайса еще в отставку...