Беспилотники, способные наносить удары высокоточными ракетами, появились более 20 лет назад в армиях США и Израиля. Вслед за ними обзавелись новым оружием Китай, Иран, Турция, другие страны. Кто-то при этом вполне легально покупал технологии и лицензии у США и Израиля, а кто-то, как Иран или Китай, осваивали эти технологии на трофейных американских дронах.
Турция начала осваивать беспилотную тематику более 15 лет назад. Купила лицензии на несколько образцов в Израиле. На их базе начала собственные работы. В результате сегодня имеет целое семейство дронов различного класса и назначения, в том числе ударные. Опробовала их в Сирии, Ливии. Продает другим странам. Например, Украине, Азербайджану.
А что же российский авиапром? К сожалению, он в силу разных причин беспилотную революцию проспал. В 90-е годы ему было не до новых проектов. Стоял вопрос выживания. Кстати, многие авиафирмы и заводы тогда не выжили.
Армия тогда тоже о новых разработках не мечтала. Денег не хватало даже на денежное довольствие офицерам.
Это, как говорится, объективные трудности. Но, к сожалению, были и субъективные. Не нашлось в то время дальнозорких генералов, которые бы разглядели перспективность ударов беспилотников. Наоборот, от тех, кто тогда руководил ВВС, можно было услышать такое: зачем нам беспилотники, у нас летчиков некуда девать, а арсеналы забиты списанными однодвигательными самолетами?
Так и оказались мы на обочине беспилотного тренда. Теперь хоть у Турции их покупай. Так ведь еще и не продадут.
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов рассказал «МК», когда российский авиапром сможет дать армии в нужном количестве ударные беспилотники:
-Пробел размером в пару десятилетий в разработках по тематике беспилотных систем тяжелого класса стал основной причиной отставания России в этой области. Он был дополнен общим падением потенциала отечественной промышленности и неблагоприятной, причем перманентно усугубляющейся, финансово-экономической и геополитической ситуацией.
Только сейчас ситуация с тяжелыми беспилотниками в России начинает медленно выправляться. Начались поставки Минобороны беспилотных систем с аппаратами MALE-класса «Орион» разработки компании «Кронштадт». Безусловно, первоначальные малые партии надо увеличивать и, надеюсь, это будет сделано.
Такой шаг позволит российским военным получить необходимый опыт эксплуатации разведывательно-ударных беспилотников подобного класса и подготовиться к использованию более тяжелых систем.
Вместе с тем, остается сложной ситуация по другому тяжелому беспилотнику – «Альтиусу», разработку которого ведет теперь уральский завод гражданской авиации. Да, прототип беспилотника уже выполнял полеты. Однако до завершения проекта, похоже, еще далеко, и в серийном виде наши военные его, к сожалению, не увидят, еще как минимум несколько лет.
СПРАВКА «МК»
Аппарат «Орион» массой в одну тонну способен нести несколько корректируемых авиабомб и высокоточных ракет «воздух – земля». Разрабатывается с 2011 года.
«Альтиус» взлетной массой 3-4 тонны первоначально разрабатывался по заказу Минобороны казанским КБ имени Симонова. Но госконтракт был сорван по срокам. Проект передали УЗГА.