Утром 19 октября Баку объявил об успешном наступлении на южном направлении, в Физулинском районе, где освобождены несколько сел. Продолжаются удары и по столице непризнанной республики - Степанакерту. На севере анклава линия соприкосновения пока не изменилась.
Судя по видео с места боев, армянские силы Нагорного Карабаха на юге уступили город Гадрут и еще несколько значимых населенных пунктов.
- Вероятнее всего, они будут отходить на правый берег реки Акера, - сказал «МК» военный эксперт и редактор информресурса «Мир сегодня» Юрий Подоляка. – Причина проста - оборонять равнину больше нет сил. Зато можно малыми группами закрепиться на западном берегу, где горная местность. Там можно будет восстановить линию фронта.
Эксперт также предполагает, что армяно-карабахская армия последние резервы бросит на то, чтобы, прежде всего, удержать позиции чуть севернее, чтобы не лишиться населенного пункта Лачин. И в этом есть смысл: если азербайджанская армия прорвется в этом месте, то Карабах на южном направлении будет отрезан от Армении.
В центральной части карабахского фронта возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, боев там нет. Обе стороны используют паузу как умеют: силы сопротивления стягивают остатки резервов, Азербайджан – укрепляет оборону. Но это может быть затишье перед бурей. Армяно-карабахским войскам угрожает тактический обход чуть западнее, по рубежам гор. Там нет простреливаемых равнин и плато.
Больших сил туда переправить непризнанная республика и помогающая ей Армения не могут, и небольшие азербайджанские ударные группы могут просачиваться, развивая наступление.
А дальше существует вариант выхода азербайджанских сил прямо на дорогу к Шуши и Степанакерту. Расстояние до столицы непризнанной республики в 100 км можно пройти за двое-трое суток даже средним, далеким от «блицкрига» темпом.
Силы сопротивления Карабаха латают дыры в районе местечка Красный Базар или Кармир Шука , что в 20-25 км от Физули. Очевидно, они рассчитывают на контратаки. Разведка показывает: туда стягивают бронетехнику, резервы, артиллерию, укрепляют оборонительные линии. По некоторым данным туда стягивают и карабахское ополчение.
И здесь в полный рост проявляется главная угроза для непризнанного Нагорного Карабаха: у них нет сил, чтобы перекрыть все это направление. Эту проблему Азербайджан всеми силами пытается обернуть в свою пользу: старается максимально растянуть фронт, разрядить и без того небольшую концентрацию войск сил сопротивления в Карабахе.
Азербайджан придерживается новой тактики, к которой он пришел после напряженных и кровопролитных боев за Гадрут 15-го и 16-го октября. Ее смысл сводится к тому, чтобы маленькими разведгруппами стараться подойти как можно ближе и прощупать оборону разведкой боем. Если сопротивление сильное – группа отходит к другому рубежу, где вновь навязывает перестрелку. В случае слабого отпора туда сразу устремляются подвижные отряды, усиленные легкой броней, а дальше наступление развивают основные силы.
Впрочем, говорить о «неминуемой скорой» победе Азербайджана тоже не приходится. Его армия тоже несет большие потери. На севере Карабаха, в районе Мартакерта, Баку до сих пор вязнет в обороне сил сопротивления Нагорного Карабаха. По сообщениям военных обеих стран, там фиксируются большие потери уже несколько дней подряд. Обороняющимся армянским войскам тут на руку ландшафт: горы не дают 1-му армейскому корпусу Азербайджана применить для прорыва тяжелую технику.
Если Азербайджан и дальше будет торопиться с прорывами и атаками, то может угодить в ситуацию, когда успехи на фронте обернуться провалом, потому что нечем будет удержать занятые позиции. В то же время, Баку опасается затягивания войны.