Когда Жээнбеков покидал заседание, депутаты аплодировали ему стоя. Пятый президент Киргизии (считая Розу Отунбаеву) проиграл схватку за власть, но все-таки не был разбит. Тем временем киргизские юристы напомнили Жапарову, что президентское кресло ему досталось ненадолго и с нарушениями.
Во-первых, глава парламента не мог отказаться от должности и.о. президента, но почему-то все равно сделал это. Во-вторых, человек, занимающий должность и.о. главы государства, не может участвовать в досрочных президентских выборах. Предварительно дату голосования за нового президента назначили на 17 января, значит после этого Жапаров, в лучшем случае, останется премьером.
Впрочем, за последние несколько дней в Киргизии нарушили вообще все мыслимые законы, поэтому не будет ничего удивительного, если Жапаров найдет для себя какую-нибудь лазейку в виде исключения. Пока он нисколько не комплексует в новой должности и даже обещает провести люстрацию.
Нынешний и.о. президента Киргизии начал свою карьеру во времена правления Курманбека Бакиева, на которого сейчас в Киргизии заведено множество дел, связанных с коррупцией. В 2005 году Жапаров стал депутатом парламента, затем Бакиев сделал его своим советником, а еще чуть позже доверил ему Национальное агентство по борьбе с коррупцией. Как пишут киргизские СМИ, за год своей работы в агентстве Жапаров ничего не добился, потому что главными коррупционерами в стране были Бакиев и его сын.
Во время правления Алмазбека Атамбаева Жапаров уже был в оппозиции. При этом он возглавил партию Ата-Журт и смог победить с ней на парламентских выборах. Затем он завоевал любовь киргизов, выступая за национализацию золотого рудника «Кумтор» в Иссык-Кульской области. В 2012 году он попытался взять штурмом Дом правительства, требуя принять лоббируемое им решение. За это суд признал политика виновным в попытке государственного переворота и осудил его на 1 год и 5 месяцев лишения свободы.
Жапаров не захотел сидеть в тюрьме и сбежал за границу, а еще через год организовал в Иссык-Кульской области митинг за национализацию рудника, в ходе которого протестующие взяли в заложники полпреда правительства в регионе. Ответственность за это повесили на Жапарова, приговорив его к 11 годам и 6 месяцам лишения свободы.
Когда сторонники Жапарова освободили его из тюрьмы во время государственного переворота, он очень быстро сориентировался, что нужно делать для возвращения во власть. В этом ему помог его старый друг Камчибек Ташиев, который теперь занимает должность главы ГКНБ.
Что ждет Киргизию под руководством нового и.о.президента, «МК» выяснил у экспертов.
Юрий Солозобов, эксперт по Центральной Азии: "Киргизия является примером провалившейся государственности. С каждым новым государственным переворотом и новым поколением политиков у власти оказываются все более мелкие люди. Сегодня к управлению государством рвутся региональные полевые командиры.
Киргизия находится в революционной ситуации, когда целесообразность верховенствует над законом. Возник вакуум, в котором может произойти, что угодно. Но есть люди, которые недовольны происходящим. Южные кланы потерпели поражение, но не разгромлены. В результате, мы можем увидеть полноценную войну между Севером и Югом, или может начаться чехарда с чередованием северных и южных кланов… В любом случае, в самой Киргизии нет планов по стабилизации".
Игорь Шестаков, политолог, сопредседатель клуба «Пикир»: "Жапаров в прошлом был депутатом парламента, поэтому наверняка понимает, что не может сам идти на выборы президента. Но в его команде наверняка есть люди, которые готовы занять данную должность, а сам Жапаров останется премьер-министром.
Первый, кто напрашивается на эту роль, Камчибек Ташиев – его товарищ и однопартиец по Ата-Журт. Но неправильно воспринимать Жапарова исключительно как уголовника. Десять лет назад он стоял во главе оппозиционной Ата-Журт и победил на парламентских выборах. То есть он был популярен еще тогда. А все его судимости – это результат борьбы с режимом Алмазбека Атамбаева. При этом Жапаров нравится людям как на Севере, так и на Юге Киргизии, трудовые мигранты в России тоже ему симпатизируют.
В целом, говорить о Жапарове как о президенте не имеет смысла, потому что его правление будет коротким. Уже в январе он передаст власть своему преемнику. Другое дело, как он проявит себя в роли премьера. Жапаров известен как оппозиционный политик, но он никогда не был по ту сторону баррикад. Единственное, во времена Бакиева он занимался вопросами кадровой службы, но этого недостаточно. Учитывая, в какой сложной экономической ситуации находится страна, Жапарова можно назвать премьером-камикадзе. Да и все его правительство так же.
С назначением Жапарова и.о. президента политический кризис в Киргизии не закончился и даже не приблизился к своей середине. Уход Жээнбекова вовсе не означает, что что мы достигли политического консенсуса. Не способствовала этому и отмена результатов парламентских выборов. Наоборот, с 5 октября политические силы еще больше раздробились, и не известно, будут они объединяться вокруг Жапарова или против него.
Больше того, например, Жээнбекова депутаты парламента провожали стоя и аплодировали ему. Все понимают, что фигура Жапарова во главе государства воспринимается как временная. С учетом экономического кризиса и политической нестабильности, можно прогнозировать новые бунты".