Садыр Жапаров, которого Жогорку Кенеш (парламент) единогласно избрал накануне главой кабмина, а президент Жээнбеков подписал указ о его назначении, был освобожден из тюрьмы во время столкновений после парламентских выборов 5 октября. Там он отбывал срок за организацию митинга в Караколе в 2013 году и захват в заложники тогдашнего губернатора региона Эмилбека Каптагаева. После переворота губернаторы и главы городов, включая мэра Бишкека, начали массово подавать в отставку. Из страны сбежал даже министр МВД. Новых представителей власти выбирали на улице среди протестующих простым поднятием рук. Так на волне протестов оказался бывший узник Жапаров, который быстро заручился поддержкой оппозиционного сообщества, обеспечил себя штурмовиками и 10 октября сделал себя премьер-министром. Правда, попытка оказалась неудачной — в парламенте за него проголосовали около трети депутатов, остальных просто не было в зале. Это привело к волне возмущения, поэтому 14 октября Жапаров переизбрался с соблюдением всех формальностей. Впрочем, ему мало поста главы правительства. Судя по всему, он хочет быть президентом. На этом пути у него осталось только одно препятствие — это глава парламента Канатбек Исаев. По Конституции Киргизии в случае отставки президента следующим главой государства становится спикер Заксобрания. Но Исаев уже заявил, что 16 октября сложит с себя президентские полномочия в ходе внеочередной парламентской сессии. В этом случае исполняющим обязанности главы государства станет премьер Жапаров.
Что в этом случае ждет Киргизию, «МК» выяснил у экспертов.
Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии: "Как сказал один знакомый высокопоставленный киргизский политик в ответ на мое утверждение, что за спиной Жапарова (нового киргизского премьера - "МК") стоит ОПГ, преступные группы стояли за спиной всех лидеров. Просто Жапаров, в отличие от остальных, «не знает берегов».
Бесшабашность и пренебрежение законами выдает в нынешнем премьере Киргизии человека, который соскучился по власти, пока сидел в тюрьме. Для страны это очень опасно, потому что населению в очередной раз внушают, что уважение к закону – это буржуазные излишки. Из предыдущих двух революций страна извлекла ничтожный опыт.
Сейчас мы наблюдаем даже не начало второго акта Марлезонского балета. Пренебрежение правовыми процедурами поставит очень много подножек попыткам войти в нормальное русло государственного строительства.
Премьер обещает в ближайшие два месяца ввести в действие новую Конституцию, организовать по ней парламентские выборы… При этом формальным главой государства теперь является Канатбек Исаев, который еще утром 15 октября призывал Жээнбекова остаться у власти. Парламенту вообще осталось жить совсем немного: одни говорят, что его полномочия истекают сегодня, другие, что есть еще чуть-чуть времени. После этого Жапаров, который несколько дней назад был в тюрьме по обвинению в похищении чиновника, может стать президентом.
Что касается Жээнбекова, то его судьба уже не интересна. Как политик он уже не играет роли. Ранее Россия остановила финансирование Киргизии. После отставки Жээнбекова Москва вряд ли передумает. Его решение идет в разрез с ожиданиями России. Москва рассчитывала, что президент Киргизии сможет остаться на своем посту до стабилизации ситуации в стране".
Арсен Усенов, киргизский политолог: "Решение по отставке принято в условиях возможного штурма резиденции президента сторонниками Жапарова. Сам же Жээнбеков объяснил свое решение тем, что не хотел остаться в истории как человек, проливший кровь. Потому что в случае нападения на резиденцию военнослужащие и спецназ, которые были выставлены у здания, должны были применить оружие.
У Жапарова есть шансы стать президентом, поскольку ему удалось мобилизовать ощутимую поддержку во многих регионах страны. Будущее Киргизии будет зависеть от того, насколько ему удастся сохранить баланс элит и кланов. Для этого все политические силы, вышедшие против Жээнбекова и итогов выборов (а это не только сторонники Жапарова) должны быть удовлетворены.
Уже ясно, что в состав кабмина Жапарова вошли сторонники других оппозиционных движений: например, министр иностранных дел Руслан Казакбаев (партия «Республика»), министр культуры Нуржигит Кадырбеков (партия «Ыйман нуру») и т.д. К тому же Жапарова уже поддерживают другие противники Жээнбекова.
Пока в Киргизстане нет персон, которые смогли бы противостоять премьеру. Сейчас идут протесты, чтобы распустить парламент и отправить в отставку спикера. Он является и.о. президента. Если Исаев сложит полномочия, то власть перейдет премьер-министру, то есть Жапарову.
Что касается Жээнбекова, то, согласно договоренностям и Конституции страны, он сохранит статус экс-президента с соответствующими привилегиями. Но необходимо подчеркнуть, что парламент при Жээнбекове придал новому закону о гарантиях президента обратную силу, чтобы лишить Атамбаева неприкосновенности. Таким образом риск уголовного преследования Жээнбекова существует.
Кроме того, в кулуарах идут обсуждения, чтобы «партии власти», которые набрали большинство на прошедших выборах, не были допущены к повторному голосованию. Это «Биримдик» (куда входит брат президента Асылбек Жээнбеков), «Мекеним Кыргызстан» (куда входит сват президента Алиярбек Абжалиев) и «Кыргызстан» (куда входит избранный спикер парламента Исаев). Также обсуждается вопрос о переходе к мажоритарной системе выборов с упразднением партийных списков. Так что у Жээнбековых при любом раскладе нет шансов пройти в парламент.