"Вам необходимо сосредоточить свои мысли и силы на подготовке к войне и находиться в повышенной боевой готовности", — цитируют слова Си Цзиньпина СМИ.
Как отметил в интервью «МК» военный эксперт Александр Михайловский, не случайно слова китайского лидера о возможной войне прозвучали именно в Гуаньчжоу и именно сейчас. На это было несколько причин.
- Во-первых, и это самое главное, провинция Гуандун граничит с Гонконгом. Это всемирный финансовый центр, который регулярно сотрясают массовые беспорядки.
Пока китайские власти воздерживались от активного применения своих войск, но если ситуация выйдет из-под контроля - ничего исключать нельзя. Тем более, что в Китае морская пехота является самым боеспособным родом войск. Второе - нужно отметить, что это произошло на базе военно-морских сил. В случае возможного конфликта вокруг Тайваня или на спорных островах Спратли именно флот должен будет принять на себя удар, поскольку у противника нет сухопутных границ с Китаем.
- И в случае такого гипотетического конфликта морская пехота будет на острие китайского наступления?
- Специфика войны на Тихом океане еще со времен Русско-Японской войны показывает, что главные события происходят на море. Аналогично можно сказать про тихоокеанский театр боевых действий. Ключевую роль здесь играли флот, меньше - авиация, которая подавляла огневые точки противника. Потом в бой шли морпехи.
В случае новой войны в регионе именно морпехам предстоит создавать плацдарм на побережье для высадки основных сил. И поэтому китайские морпехи должны особенно усердствовать в боевой подготовке. От этого, в широком конечно смысле, зависит будущее их страны.
- А вероятность такой войны действительно настолько велика?
- В Китае давно взят на вооружение советский принцип: «Войны не хотим, но к отпору готовы». Это не Китай постоянно посылает свои военные корабли к берегам США, а наоборот. И именно США постоянно подогревают напряжение в регионе, отправкой стратегической авиации, авианосных группировок, а также поставками вооружения Тайваню и Японии. Так что ничего удивительного, что в Пекине возможность войны оценивают как реальную угрозу.