В российском МИДе заявили, что не видят смысла в продолжении совместной работы, так как Нидерланды с первого и до последнего дня расследования обвиняли в случившемся исключительно Россию. В то время, как наша страна всегда была открыта для контактов с международным следствием, изначально настаивая на тщательном, непредвзятом и полном разбирательстве этого дела.
По заявлению МИД РФ, российская сторона передала следствию ряд важных и ценных материалов, которые опровергают изначальные выводы расследования. Причем, многие из документов для этого были специально рассекречены. Кроме того, фирма «Алмаз–Антей» - производитель комплексов ПВО «Бук», из которого, якобы, был сбит самолет рейса МН-17, провел три натурных эксперимента. Они подтвердили, что если самолет и был сбит ракетой этого комплекса, то она могла быть запущена только с территории, контролируемой на тот момент украинской армией.
Однако и эти результаты не были приняты следствием во внимание. Затем в 2018 году Россия вместе с Австралией и Нидерландами вошла в
трехстороннюю консультационную группу по МН-17 в надежде на то, что работа в ней будет способствовать установлению истины и разбирательству с опорой на факты. Но как теперь считают в российском МИДе, ни перед Австралией, ни перед Нидерландами не стояла задача разобраться в том, что на самом деле стало причиной катастрофы под Донецком. От России добивались лишь одного: чтобы она признала свою вину и выплатила компенсации родственникам погибших.
В конце концов, даже не дождавшись объявления промежуточных результатов расследования, Гаага обратилась с межгосударственной жалобой на Россию в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Эти действия в российском МИД считают недружественными и лишающими смысла трехсторонние консультации с участием России.
При этом в МИДе РФ подтвердили, что готовы сотрудничать с компетентными голландскими органами по изучению вопроса, касающегося того, почему Украина не закрыла свое воздушное пространство для пролета гражданских судов над территорией вооруженного конфликта в Донбассе. Однако такое взаимодействие, как заявили в МИД, будет происходить уже в другом формате.
Прокомментировать позицию российского МИДа «МК» попросил политолога, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко:
- Решение России выйти этого процесса абсолютно обосновано, справедливо и необходимо для того, чтобы мы не были статистами в чужой грязной политической игре. Ход расследования политизирован. Все выводы комиссии подгоняются под заранее подготовленный результат. И в этих условиях нам быть в роли статиста, освящая эти неправомерные действия своим присутствием, абсолютно не нужно. Так что в данном случае МИД проявил абсолютно четкую позицию, которую только следует поддержать.