Тихановская из Литвы заявила, что до 25 октября Александр Лукашенко должен объявить об уходе, остановить насилие на улицах и освободить всех политических заключенных. Если этого не произойдет, в Белоруссии начнет общенациональная забастовка. Перекроют все дороги, остановится вся торговля и так далее.
За несколько дней до своего громкого заявления Тихановская впервые за 4 месяца смогла поговорить с мужем. Сергея Тихановского держат в СИЗО по обвинению в организации массовых беспорядков и разжигании розни. Общаясь с женой, он посоветовал ей быть жестче, и та согласилась.
Разговор Тихановских состоялся в один день с переговорами Лукашенко с заключенными в СИЗО лидерами оппозиции. На них Батька предложил обвиняемым в попытке госпереворота и финансовых преступлениях вместе поработать над новой Конституцией. Противники Лукашенко восприняли новость как издевательство. Но сторонние наблюдатели отмечают, что протест стал менее массовым, чем был сразу после президентских выборов.
При этом жесткость силовиков возросла. Например, 12 октября ОМОН закидал участников марша пенсионеров светошумовыми гранатами. И говорить об общенациональном диалоге на этом фоне не приходится.
Впрочем, и Тихановской будет непросто выполнить свои угрозы. Оппозиция много раз объявляла всеобщую забастовку, но до сей поры ее так и не случилось. Сможет ли ультиматум Тихановской вдохнуть новую жизнь в протест, «МК» выяснил у белорусского политического аналитика Александра Класковского:
- Лукашенко никуда не уйдет. Со стороны Тихановской выдвижение ультиматума было очень серьезным и рискованным шагом. Она осознанно обостряет ситуацию, потому что с начала протеста прошло два месяца, а результата все еще нет.
Кроме того, на улице становится все холоднее, дни короче, и марши проводить - сложнее. Сторонники перемен в последнее время все оживленнее спорят на тему того, что делать дальше. Тихановская решила предложить план решающего штурма режима.
Сложно сказать, что из всего этого получится. Можно вспомнить, что в августе уже была попытка организовать национальную забастовку. Тогда противники Лукашенко были близки к своей цели, но властям все-таки удалось сбить волну.
Пик пришелся на середину августа, когда на одном из заводов освистали самого Лукашенко. Но администрации предприятий совместно со спецслужбами подавили протесты. Рабочих запугали, самых активных нейтрализовали: кого-то шантажировали, кого-то вынудили эмигрировать, кого-то посадили в тюрьму.
Власти могут считать, что они полностью задавили протест, но как будет в реальности, мы не знаем. В массе своей рабочие настроены против режима.
Все ходы Лукашенко, в том числе его визит в СИЗО КГБ к лидерам оппозиции, не производят должного положительного эффекта на общество. Наоборот, люди недовольны тем, что в последние дни силовики стали действовать жестче, чем обычно. Поэтому могут быть попытки откликнуться на призыв Тихановской и организовать бойкот товаров, забастовки на предприятиях и так далее.
- То есть протесты пошли на спад, а недовольство белорусов Александром Лукашенко никуда не делось?
- Пока нельзя сказать, что протест сдувается. В минувшее воскресенье в шествии приняли участие несколько десятков тысяч человек. Другое дело, что силовики за два месяца научились работать с улицей и стали мешать людям собираться в колонну.
В результате картинка получается не такая мощная, как в первые дни. Зато появились другие виды акций. Например, в Белоруссии прошли уже несколько маршей пенсионеров. Лукашенко говорит, что в протестах участвуют мордовороты, которые вечером просаживают в ресторанах деньги, полученные за участие в митингах, но очевидно, что пенсионеры этому образу не соответствуют.
И протест продолжает видоизменяться. Он уходит в районы и дворы. Люди устраивают концерты, капустники и так далее. Подавить это тяжело, так как везде ОМОН поставить не получится. Политизация населения никуда не уходит. И в первую очередь, белорусы недовольны вождем режима.
- Если ультиматум Тихановской не сработает и стачка тоже не удастся, насколько серьезным ударом это станет для протеста?
- Она идет на политический риск и в какой-то степени ставит под удар свою репутацию. Но ее просили дать план по свержению Лукашенко, и она его предложила. Поэтому, даже если ничего не получится, крест на Тихановской это не поставит. Какой-то эффект от ее призыва в любом случае будет.
- Почему Тихановская решилась на радикализацию?
- Хочу подчеркнуть, что речь не идет о насильственных методах борьбы. Кроме своего ультиматума, в тот же день Тихановская сказала, что нельзя переходить к насильственным методам борьбы. В свою очередь, режиму хочется, чтобы оппозиция стала радикальной, потому что тогда у него будут развязаны руки.
- Может быть, это Сергей Тихановский настроил жену на более решительные действия?
- С определенной долей юмора можно сказать, что - да, Тихановская, как хорошая жена, решила следовать указаниям мужа. Он действительно посоветовал ей быть жестче. Но понятно, что решающим было не это, а то, что уже прошли два месяца протестов и обострилась дискуссия о том, как быть дальше.
Читайте также: Эксперт рассказал, чем мотивирован ультиматум Тихановской Лукашенко